Государева дорога
Энтузиасты из Екатеринбурга решили восстановить старинный путь, который когда-то соединял Сибирь с центральной частью России. Сейчас маршрут буквально приходится угадывать. На тропах, где 150 лет назад можно было встретить кареты с ценными грузами – буераки и непроходимая чаща. Государеву дорогу, которая затерялась в тайге, увидела Елена Поморцева.
В Тупиковом поселке, где заканчивается грунтовая дорога и начинается непроходимая тайга, священнослужители Нижнетагильской епархии и общественники загружают в кузов автомобиля ГАЗ-66 металлический крест, цемент и продукты, рассаживаются сами. Наша съемочная группа присоединяется к этой экспедиции.
Задача – преодолеть 70 километров и добраться до заброшенного поселка Растёс. Это промежуточная точка на Бабиновском тракте - первой Государевой дороге из Московии в Сибирь, которую проложили в XVI веке. На протяжении полутора сотен лет по ней через Уральские горы, тайгу и реки везли царские указы, денежную казну, проезжали посольские делегации, почтовые кареты и научные экспедиции. Сегодня исторический путь затерялся в тайге.
- Государева дорога "Бабиновская" – это геополитический феномен, культурно-исторический, уникальный и вот, к сожалению, она сейчас забыта, заброшена и это несколько огорчает. Мы, так сказать, влюблены в нее. Мы фанатики этой дороги, – поделился Юрий Трунов - руководитель регионального общественного движения сторонников воссоздания исторического пути через Уральские горы РОД "Государева дорога ("Бабиновская").
Юрий Трунов уже несколько лет исследует Бабиновский тракт и пытается разыскать в тайге все его участки. Сегодня собирается установить поклонный крест, который будет символизировать возрождение исторического пути. До намеченной точки остается с десяток километров.
- Это – прямая, где очень много глины и нас сейчас будет кидать, будут лужи, ветки кругом. И вот этот участок попробуем пройти. Посмотрим, насколько мы способны, машины наши, - поделился Петр Андрусишин - участник акции.
Машины застревают. Вытаскивать их приходится из болота с помощью лебедки. Спустя шесть часов перед нами открывается огромное поле. В XVI веке здесь располагался поселок Растёс - та самая промежуточная точка на старинном тракте между Соликамском и Верхотурьем.
Остатки былой жизни повсюду, стоит только присмотреться. Здесь явно был чей-то дом: из-под прошлогодней травы торчат кирпичи. Из земли торчит алюминиевая деталь, она осталась от старой раскладушки.
В 1763 году на Бабиновском тракте закрыли таможенные посты в связи со строительством нового Сибирско-Московского тракта через Екатеринбург. Тогда же начали пустеть и поселки, располагавшиеся на обочине Бабиновской дороги. Урочище Растес теперь излюбленное место черных копателей. На окраине старого кладбища - разрытая могила семьи священника, который служил в местном приходе. В память о жителях исчезнувшего поселка проводят службу.
- Неописуемое такое духовное чувство, что помянули людей на том месте, где не ступала нога священника лет 100-150 точно. Очень радостное чувство, что мы помним наших предков, что мы помним их труды, - рассказал Андрей Лимонов - протоиерей Богословского церковного округа.
Возрождение исторического тракта в ближайшее время собираются обсудить на заседании Изборского клуба, отделение которого недавно появилось в столице Урала. У организаторов этой поездки, уже есть идеи.
- Мы считаем, что эта дорога в новом качестве может быть воспроизведена с использованием прорывных транспортных технологий. Мы узнали, что изобретен новый аэроэстакадный вид транспорта в Новосибирске, который может развивать скорость от 600 до 1000, - добавил Юрий Трунов.
А пока не стемнело, нужно вернуться в цивилизацию. Обратный путь займет еще восемь часов и принесет не меньше приключений.