В поисках золота
Там, где промышленным способом золото уже не добывают, продолжают искать старатели. Работают они нелегально, но говорят, готовы платить налоги и даже начали сбор подписей, чтобы изменить ситуацию на законодательном уровне. Мы продолжаем серию специальных репортажей о черном рынке драгсырья и тайнах уральских самоцветов.
Андрей промывает землю. На дне лотка остаются частички золота. Раньше, когда он работал в черной артели, в его обязанность входило не только собрать все намытое золото, но и переплавить его. Контролировать Андрея и в голову никому не пришло бы: в артели либо доверяют, либо выгоняют. Тот кто однажды попался на воровстве, к другим старателям не попадет - слухи расходятся быстро. Все более или менее серьезные старатели друг с другом знакомы, территории четко поделены.
- Это все негласный закон: "Я здесь работаю - ты не лезь, приходи чаю попей - пожалуйста. Я уйду, вставай на мое место". Можно к соседней бригаде чаю попить сходить, они к ним ходят, мы к ним ходим, - рассказал Михалыч - бывший старатель.
Невьянский район. Добывать золото промышленным путем здесь нерентабельно, но старатели ищут и находят. Свердловская область входит в десятку регионов с самой высокой добычей золота. По оценкам самих старателей, в России нелегально добывают не меньше 15 тонн золота – это 40,5 миллиардов рублей. Уверяют, что при этом большая часть этих денег приходится на перекупщиков и черных ювелиров. Перекупщики золото у артели берут по заниженным ценам, с накруткой продают мастерам-ювелирам, а те разбавляют металл и делают наценку уже на готовые изделия. Старатели открыто заявляют: готовы выйти из тени и начать платить налоги.
- Сейчас, чтобы официальное разрешение на добычу получить, проходит от 3 до 5 лет. Это надо всех накормить, напоить, чтоб согласовать - то, се, пятое, десятое. Государству проще нас легализовать и контролировать, чтоб люди работали, чтоб металл оставался в стране, чтоб никуда его не продавали. Его здесь много, металла всем хватит, - добавил бывший старатель.
Этот человек представился Михалычем - он бывший старатель, в среде золотодобытчиков хорошо известен не только в России. Вместе с другими старателями на сайте Российской общественной инициативы организовал голосование за свободную добычу металла и камней частными лицами. Предполагается, что все найденное можно будет официально сдавать государству. "За" изменения в законодательстве проголосовали чуть меньше 5 тысяч человек. Если тема наберет 100 тысяч голосов, ее рассмотрят депутаты Госдумы. Открытый, официальный способ добычи сможет дать работу тысячам людей.
Ирина - внучка шахтеров, мать восьмерых детей, ее дед и бабка добывали турмалины и аметисты, о голосовании за свободную добычу драгметаллов и камней узнает от нас. Когда в восьмидесятые шахту затопили, Зырянка начала пустеть - сначала закрылась школа в соседнем селе, в конце девяностых заколотили единственный магазин, около 10 лет назад закрыли фельдшерско-акушерский пункт. У сына Ирины, первоклассника Ваньки, из друзей только братья и сестры - других детей в селе нет.
- Если мне его не провожать, если вдруг старшие не смогут пойти в школу, он вообще до школы не дойдет - освещения-то нет, - сокрушается Ирина Жарова - жительница села Зырянка.
Зырянка - типичный шахтерский поселок, который стоит на самоцветной полосе. Впрочем, шахтеров здесь давно не осталось: кто-то умер, остальные разъехались. Алексей Иваныч - бывший лесник рассказывает, когда-то в Зырянке было больше ста дворов, сейчас постоянных жителей не больше 10 семей, остальные - дачники. Ему 78, он по-прежнему таскает воду из колодца и лечится травами - врач - в райцентре, по таксофону на углу можно вызвать "Скорую помощь".
Когда в уже не экспериментальные запои уходили соседи, он помогал и им, пока не остался один на целой улице. Где-то за селом - заброшенные шурфы, но где - уже никто не помнит, да и не искали: зыряне даже не догадываются, что всего в сотне километров от их села идет бойкая торговля металлом и камнями. На выручку они могли бы жить всей деревней. На встречу с одним из дельцов мы и направляемся:
- Здравствуйте! Почем золото покупаете? - задает вопрос репортер.
- 1400 за грамм, - отвечают торговцы драгметаллом и камнями.