Охотники за драгоценностями
На какие хитрости идут кустарные ювелиры при обработке драгоценных камней и как отличить настоящий изумруд от подделки, смотрите в специальном репортаже Ксении Назаровой.
Этот камень - зеленый и прозрачный - мы нашли на железной дороге под Асбестом. В советское время ее отсыпали рудой из шахты, где добывали бериллий. В девяностые местные жители выкапывали отсюда килограммы драгоценных камней - изумрудов и александритов. Добыча велась в таких масштабах, что некоторые даже строили здесь шалаши, чтобы жить, не отходя от копей. В одной из брошенных старателями ям подбираем несколько камней. Один из них очень похож на изумруд.
Находку привозим в Екатеринбург и отдаем специалистам Геологического музея в Горном университете. Они смогут точно сказать, что это за камень. Виктория Неволина с первого взгляда определяет - добыт он нелегально:
- На глубине, когда в шахте добывают, то вот этот камень - слюдит - коричневый, а тут зеленоватые чешуйки. То есть, я думаю, из другого места, - пояснила Виктория Неволина - главный хранитель Уральского горного геологического музея.
Виктория Неволина сама когда-то работала на Малышевском руднике, драгоценных камней повидала достаточно. Рассказывает, как отличить поделочный берилл от драгоценного изумруда. По сути, разница только в цвете: насыщенно-зеленые камни считают изумрудами, светлые или прозрачные - бериллами.
- Это, конечно, берилл, прозрачность хорошая, но цвет такой очень слабенький. У нас изумрудом считается, если образец темно-зеленого цветы, отсутствие трещиноватости, но самое главное – размером более двух сантиметров. Тут не дотянул, - добавила Виктория Неволина.
Грань между бледным изумрудом и ярким бериллом настолько условная, что многие этим пользуются. Жители Асбеста рассказывают: в девяностые, когда на копях задерживали старателей с изумрудами, за хорошую взятку милиционеры могли написать, что это берилл - полудрагоценный камень, добыча которого законом не запрещена.
- В кризис возрастает цена драгоценных камней. Изумруд вообще считается эквивалентом золота. У нас расчеты межгосударственные помимо золота могут идти и в изумрудах, - добавляет главный хранитель Уральского горного геологического музея.
Но дельцов черного рынка интересуют и полудрагоценные камни. Существует несколько способов сделать из дешевого камня дорогой. Бериллы проваривают в масле, светлые топазы обклеивают темной пленкой, прозрачный кварц запекают в ржаном хлебе, чтобы он пожелтел и стал похож на цитрин. Подобную процедуру проводят и с золотом – так называемый домашний аффинаж.
При помощи кислот в домашних условиях золото извлекают из руды, в которой оно содержится, и очищают от примесей доводя его до 999 пробы. В виде таких капелек металл отправляется на рынок к перекупщикам, а затем к кустарным ювелирам. Они разбавляют материал и создают изделия. Как правило, пробу либо не ставят, либо подделывают. Изготовленные кустарным способом цепочки и серьги быстро рвутся и ломаются, но в случае необходимости, можно опять переплавить, а вот неправильно обработанный драгоценный камень спасти куда сложнее.
Профессиональная обработка драгоценных камней проходит на израильском довольно дорогостоящем оборудовании. На нем можно обрабатывать камни любой твердости. В домашних же условиях при помощи самодельного оборудования драгоценное сырье можно легко испортить.
- Кто-то пытается заработать, поэтому из чего-то как-то пытается сделать. Большая часть, что я встречал, это такие вещи, когда из музейных экспонатов выгранивали камни и делали. На самом деле он ценен как музейный экспонат, что он в природе вырос, а его взяли, распилили. Либо дробят, ищут возможности, что из него сделать, но когда понимают, что из ничего ничего не сделать, камень уже испорчен, - рассказал Никита Тимофеев - руководитель отдела продаж ювелирной компании.
Тем не менее спрос на кустарную продукцию есть, а сами мастера охотно скупают нелегальное сырье. Нам удалось выйти на одного из таких ювелиров.