Творчество нонконформистов
Выставка художников-нонконформистов открылась 3 ноября в «Ельцин Центре». Работы тех, кто презирал госзаказ и кого не принимала советская власть. Часть привез Московский музей современного искусства. Часть - картины свердловских художников, в числе которых Старик Букашкин.
Яркие, узнаваемые образы на полотнах задают мощный ритм всей выставки. Картины Эрнста Неизвестного открывают масштабную экспозицию работ художников, непринятых советской властью.
Художники-нонконформисты делали вызов традициям художественным языком. Эксперименты часто были вынужденными.
- Этим художникам, так как они не входили в Союз, им не выдавали мастерских, не продавали хороших кистей и красок, они должны были работать какими-то подручными материалами, - рассказала Ольга Турчина - куратор выставки "Нонконформизм как точка отсчёта".
Многие были убеждены, что их работы никогда не покинут мастерской. Так, без надежды на славу, Владимир Янкилевский создал гигантское полотно из железа и дерева: художник поднимает модную в эпоху модернизма тему отношений человека и машины. Работа публику заинтересовала, но чтобы перевезти громоздкую инсталляцию на выставку, пришлось ломать стену мастерской.
- Выставка называется "Нонконформизм как точка отсчёта". А точка отсчёта для чего? Для той ситуации с искусством, которое есть сегодня, потому что именно эти художники были теми мастерами, которые предлагали свободный, независимый поиск, неофициальный, но менее ценный художественный язык, - прокомментировал Илья Шипиловских - руководитель выставочной деятельности "Ельцин Центра".
Масштабная выставка занимает два этажа арт-галереи "Ельцин Центра". Первый отведен модернистам. На втором - постмодернисты, которые уже гораздо смелее высмеивают соцреализм, власть, общество. Большую часть работ в Екатеринбург привез Московский музей современного искусства. Екатеринбургских нонконформистов представляет музей Б.У.Кашкина. Здесь экспериментальные фотографии самого Евгения Малахина и работы представителей Уктусской школы.
- Если на Западе поп-арт появился в результате перепроизводства товаров, то есть слишком много вещей, то в Союзе не было много вещей, зато было идеологии. Вот книги политиков. Художник использует набившие оскомину вещи и пересобирает их, доводя до абсурда, - добавил Илья Шипиловских.
Первый совместный проект "Ельцин Центра" и Московского музея современного искусства собрал золотой фонд современного искусства России - более ста работ известных художников.
Увидеть всю гамму нонконформизма в одном месте можно до 22 января.