Разговор с главным. Эльмира Туканова (ч.1)
Гость программы "Разговор с главным" - Эльмира Туканова, директор Центра развития туризма. Ведущий – Иван Некрасов, шеф-редактор портала Ura.ru.
Досье: Туканова Эльмира Наилевна | |
Директор "Центра развития туризма Свердловской области" Вице-президент Национальной ассоциации информационно-туристических организаций Эксперт в области MICE в УрФО Работала PR –директором международной туристской выставки "Интурмаркет" Опыт работы в туризме 18 лет, 13 лет на руководящей должности |
- Эльмира Наилевна, прежде всего, хочу поздравить вас с позитивными новостями. Екатеринбург вошел в топ-10 российских городов, куда москвичи полетят на Новый год. Все кассы электронных билетов в интернете говорят о том, что практически на 50 процентов выросла посещаемость Екатеринбурга. С чем это связано, с кризисом?
- Я уже много говорила об этом во многих своих интервью и в общении с профессионалами, я думаю, что со мной согласятся многие эксперты в туризме. Так случилось, что очень много факторов сложилось в пользу российского туризма и в том числе в пользу регионов. Екатеринбург вообще никогда, скажем так, последнее место среди российских городов не занимал. Сейчас он на седьмом месте по версии Skyscanner, а по версии TripAdvizer Екатеринбург находится на пятом месте после Казани.
Первые места топовые как всегда занимают Москва, Санкт-Петербург и Сочи – по количеству туристов и по количеству бронирование отелей. И я могу точно сказать, что на это повлияло большое количество факторов. Надо отметить, что это не только экономические, политические факторы, это еще и такое масштабное продвижение как на международном, так и на федеральном уровнях нашего региона. Я говорю не только о туризме, но и в целом об имидже, который создается ежедневно и властью, и бизнесом, и отдельно взятыми личностями. Это конечно масштабные мероприятия, которые здесь проходят, это активности в социальных сетях, это приезд любого топового менеджера, любой звезды. Все это сказывается в целом на имидже региона и сегодня Екатеринбург и Свердловская область активно продвинулись только благодаря тому, что большое количество факторов сложились в нашу пользу.
- Скептики утверждают, что увеличение продаж билетов в Екатеринбург связано с тем, что просто екатеринбуржцы, которые сейчас живут в Москве, возвращается на свою малую родину.
- Условно, если мы говорим о пассажиропотоке, который сложился в Екатеринбурге в аэропорту Кольцово, а это четыре с лишним миллиона пассажиров, то есть можно полагать, что это все родственники екатеринбуржцев. Прекрасно, значит все-таки жители Екатеринбурга активно передвигаются не только в Москву, но и в другие страны и регионы.
Опять-таки, это говорит о нашей высокой платежеспособности. Опять же, не создается все на пустом месте. Если мы говорим о развитии инфраструктуры туризма, то в Екатеринбурге уж точно она не создана искусственно. Эти пятьсот двадцать средств размещения, которые находятся в Свердловской области, эти великолепные рестораны, кафе, эти развлекательные комплексы, торговые центры - это все возникло не с пустого места.
- Да, но я так понимаю, что, прежде всего, у нас развит бизнес-туризм?
- Да, не исключено, что это основной фактор, который влияет на количество перелетов в Екатеринбург, более шестидесяти процентов туристов, которые прибывают сюда, они прибывают с деловыми целями. Но мы сегодня можем утверждать, что Екатеринбург является второй деловой столицей России, мы интересны сегодня Европе и Азии и очень многие офисы различных российских и зарубежных компаний открываются в первую очередь в Екатеринбурге.
- Но насколько готова наша инфраструктура? В этом году проходил Иннопром, были крупнейшие международные мероприятия с участием партнеров из Индии, Китая, все номера уже за месяц были забронированы в отелях.
- Сложности существуют у всех, не бывает так, чтобы все проходило гладко. Организаторы событий, профессионалы в индустрии майса, отмечают, что еще не было никогда такого в опыте проведения мероприятий, чтобы не было каких-то проблем. Но эти проблемы все очень приятны. Это размещение гостей в отелях, это каждый раз какой-то новый для нас квест. В прошлый раз была большая китайская делегация, Российско-Китайское ЭКСПО конечно показал нам какие-то проблемные точки, над которыми мы работаем. И в этом году, насколько я знаю, Япония будет партнером выставки Иннопром, и тем интереснее нам вновь погрузиться в работу по подготовке объектов гостеприимства к подобным группам. Я думаю, что японцев будет не так много, но тем не менее, мы все знаем какой у них высокий уровень требований, как к площадке проведения, так и к сервису.
- Я вот себе выписал, что в Екатеринбурге было только два дружественных китайцам отеля, так называемая программа Chine Friendly, где по-китайски ведется навигация и введена местная платежная система China UnionPay. Только два отеля, «Онегин» и «Вознесенский» были приспособлены для китайцев.
- Эти два отеля прошли классификацию по системе Chine Friendly и официально могут использовать этот знак, знак качества Chine Friendly. Все остальные отели подвели свои стандарты под эту категорию, но не стали проходить классификацию, поскольку не хотят ограничивать свои целевые аудитории. Потому что сегодня в России есть такая тенденция – как только отель становится Chine Friendly или Halal Friendly, или какую-то другую тему выбирают, он теряет определенное количество клиентов. Не потому что те нетерпимы или неуважительны к этой целевой аудитории, просто это немножко может отталкивать публику российскую. Это такой стереотип, который со временем, конечно, будет утрачен, но вот пока решили повременить. Я думаю, что со временем этот стандарт будет внедряться, к нему будет вполне нормальное отношение, но это дело времени.
- Стало ли больше иностранных туристов после таких международных мероприятий, приезжают ли бизнесмены потом как туристы?
- Да. Вы знаете, что отметили наши отельеры. Те участники Иннопрома и вообще крупных масштабных мероприятий, которые проходят на территории России и нашего региона, они заезжают задолго глубоко до выставки. За неделю, за две мы могли видеть индусов, мы могли видеть китайцев, жителей других регионов и стран, которые готовились к этой выставке, у них был период акклиматизации, был период проведение переговоров перед выставкой. И уезжали, скажем так, через неделю, через две после. Потому что, во-первых, жители Поднебесной и других стран прекрасно понимают, что посещения Екатеринбурга во время Иннопрома - для них это уникальная возможность познакомиться не только с самой выставкой, но и теми достопримечательностями, которые здесь находятся. Из пятидесяти тысяч экземпляров туристских путеводителей на китайском языке, которые мы раздали на Иннопроме и на Российско-Китайском ЭКСПО, ни одного не осталось ни в одном отеле города. Мы удивились, их приехало около шести тысяч, но, тем не менее, видимо взяли с собой, для того, чтобы показать своим родственникам, чтобы познакомить с достопримечательностями свои компании, показать им эти путеводители. Это очень приятно.
- Давайте посмотрим на Екатеринбург глазами туриста. Вот мы приехали сюда. Это город выходного дня? На два дня можно растянуть всю поездку или дольше, как чаще берут?
- Вы знаете, сейчас тенденция такая вообще повсеместно в России. Поскольку российская публика отдыхает как минимум два раза в год, могли себе позволить раз в год отдохнуть, съездить, допустим, летом – это пляжный туризм какой-то, Турция, Египет или Дубаи. Зимой это поездка по России, например, в Великий Устюг, или Финляндия, или Альпы заснеженные – зимняя тематика. То сейчас складывается такая тенденция, что россияне все больше пользуются турами выходного дня. Туры выходного дня - это когда ты приезжаешь в незнакомый тебе город в пятницу вечером, отдыхаешь субботу и половину воскресенья и возвращаешься обратно. Плюс такого тура в том, что за два дня можно увидеть максимально сжатую экскурсионную программу, можно воспользоваться услугами шопинга и проживание в отеле в субботу-воскресенье, как правило, процентов на шестьдесят-семьдесят ниже по стоимости от обычной стоимости проживания.
- Если берешь путевку выходного дня?
- Да, если берешь тур выходного дня. Поэтому сейчас тенденция такая: путешествуют чаще, путешествует в соседние регионы и берут краткосрочные поездки туры выходного дня
- А гостиницам доплачивают получается из областного бюджета?
- Нет, гостиницам никто не доплачивает, у гостиниц в таких городах как Екатеринбург, Тюмень, Пермь, весь наш регион, есть проблема с загрузкой выходных дней, поэтому они эти продукты так и предлагают, как туры выходного дня.
- Вы пришли работать в Свердловское правительство в 2013 году, тогда вы начинали разрабатывать десять кластерных программ туризма Свердловской области. Это сейчас до сих пор актуально?
- Я бы не сказала что это так. Дело в том, что один из таких масштабных проектов, которые сегодня продолжает развиваться, это Самоцветное кольцо Урала, он получил поддержку федеральной целевой программы и на сегодняшний день достаточно много сделано для развития того же города Нижнего Тагила, который получил еще и прекрасный отель Park Inn, кстати он самый технологичный, лучший Park Inn в России. Благодаря этим федеральным средствам инфраструктура туризма стала развиваться не только в самом Нижнем Тагиле, куда были направлены средства, но и в таких городах, как, например, Алапаевск - за счет роста общего потока туристов. И гора Белая и многие другие объекты косвенно стали развиваться за счет увеличения туристского потока.
- Можете объяснить некоторым нашим зрителям, которые не знают, что такое Самоцветное кольцо Урала?
- Самоцветное кольцо Урала - это проект развития инфраструктуры туризма, который был подготовлен Правительством Свердловской области, Министерством инвестиций и развития. В 2013 году проект был подан в федеральную целевую программу, получил поддержку и на протяжении 2014-2016 годов средства, выделяемые из федеральной целевой программы, идут на развитие инфраструктуры туризма по этому проекту. Все необходимую информацию, подробности можно получить в Министерстве инвестиций и развития в отделе туризма, там могут проконсультировать по этому проекту, объяснить, что это такое. То есть это несколько муниципалитетов, объединенных в общий маршрут, по которому идет развитие инфраструктуры туризма.
- Спасибо вам за беседу. В студии «Четвертого канала» была Эльмира Наилевна Туканова, руководитель Центра развития туризма Свердловской области. Программу вел Иван Некрасов, шеф-редактор портала Ura.ru.