Разговор с главным. Эльмира Туканова (ч.2)
Гость программы "Разговор с главным" - Эльмира Туканова, директор Центра развития туризма. Ведущий – Иван Некрасов, шеф-редактор портала Ura.ru.
Досье: Туканова Эльмира Наилевна | |
Директор ГБУ СО "Центр развития туризма Свердловской области" Вице-президент Национальной ассоциации информационно-туристических организаций Эксперт в области MICE в УрФО Работала PR –директором международной туристской выставки "Интурмаркет" Опыт работы в туризме 18 лет, 13 лет на руководящей должности |
- Эльмира Наилевна, можете назвать условно топ-5 самых интересных для туристов городов Свердловской области?
- Самых посещаемых? Знаете, этот список топ-5 меняется каждый год, потому что появляются новые объекты, точки притяжения, которые сегодня меняют вообще отношения к туризму, к нашему региону. Например, в прошлом году невероятное открытие Ельцин Центра очень повысило статус нашего города и региона в целом. К нам стали приезжать не только статусные гости, но и детские группы в большом количестве, и студенческие группы, и какие-то фестивали проводятся на территории Ельцин Центра, это сейчас целый досуговый центр. И в связи с этим сместился акцент на некую политическую историю, на историю девяностых годов. И поэтому сместился акцент и в тех объектах, которые стали интересны туристам. Если раньше были особо интересны Демидовы, Невьянская башня, какие-то народные художественные промыслы, то сейчас все больше туристы интересуются историей девяностых годов через музеи Ельцин Центра. Сейчас интересен музей в Верхней Пышме «Боевая слава Урала», который также рассказывает не только о Великой Отечественной войне, но и вообще о том, как мы в разное время участвовали в различных событиях в нашей стране.
Сейчас стали очень интересны маршруты, связанные с роком, музыкальной историей, с конструктивизмом – то есть все больше и больше интереса к современности, к тому у что у нас строятся здесь такие замечательные объекты, как например, башня «Исеть», самая высокая сейчас после «Высоцкого». То есть акценты смещаются, и мы не утверждаем, что это будет интересно всегда.
Вот например, объекты индустриального туризма. В связи с тем, что у нас проходит выставка Иннопром, и она становится более такой b2c выставкой, ориентированной еще и на простых людей, которые хотели бы узнать, что такое Иннопром. Мы можем видеть группы детей на Иннопроме, которые с родителями смотрят на роботов, на какие-то высокотехнологичные вещи, потому что они узнали об этом из средств массовой информации. Мы можем видеть большое количество иностранцев, приехавших не в составе делегаций. Мы можем видеть наших коллег-туристов я их называю, профессионалов туристической отрасли, которые осматривают выставку Иннопром и выставку Russia Arms EXPO, как мероприятия, которые могут быть привлекательны для туристов.
И вот топ-5: Ельцин Центр, музей «Боевая слава Урала», граница Европа-Азия, Невьянская башня и в Нижнем Тагиле музей «Уралвагонзавода». Вот эти места сегодня пользуются просто бешеной популярностью, но это не умаляет ни в коем случае те объекты, которые также популярны, но у меньшего количество гостей. Это Алапаевская узкоколейная дорога, это гора Белая, которая сегодня не только как зимний курорт работает, но еще и летом делает большое количество активностей.
- При этом существуют отдельные предприниматели, которые популяризируют отдельные территории, не так пропиаренные. Вот, например, недавно мы писали о поселке Билимбай, оказывается в годы Советской власти в местном храме, который построили Строгановы, было конструкторское бюро, и там был изобретен первый в мире реактивный самолет, который потом Бахчиванджи испытывал. Вот такие небольшие населенные пункты они тоже сейчас популяризируются?
- Вы знаете, чем интересен тот факт, что иногда происходит просто какой-то прорыв в продвижении. Я могу привести массу примеров. Тот же самый турнир косарей, который не очень любят некоторые журналисты, проявляя определенный сарказм. Но знаете, если туда едут из какой-то глухой деревушки в Австрии, фермер едет на этот турнир косарей покосить траву именно у нас в Свердловской области, я невольно задаю себе вопрос – что для него, для австрийца, может быть интересным здесь на Урале. А он, помимо того, что здесь траву покосил, он еще и посетил большое количество объектов, увез с собой кучу положительных эмоций, привез их в Австрию, и рассказал о своих впечатлениях.
- Но для него это экзотика, а для нас при этом кажется, чуть-чуть стыдным поехать на фестиваль косарей. Почему так?
- Потому что мы, россияне, публика избалованная, и могу сказать, что особо избалованная она здесь, на Урале. Для нас достаточно продолжительное время, можно сказать, что все нулевые годы и до 2015-го года Европа была очень доступна и доступна для многих до сих пор. Кто летает на уикенд в Прагу, например, или покататься на зимние каникулы в Альпы. Мы привыкли к высокому уровню сервиса. Мы привыкли к продуктам массового потребления, таким как Турция, Египет и многие другие туристические объекты, причем, по очень низкой цене. И, учитывая то, что исторически сложилось так, что Россия, пережив большое количество войн, революцию – это все ведь совсем недавно было на самом деле – мы не можем быть сразу гостеприимной страной, потому что мы пережили очень многое. Если взять все наши предыдущие поколения, тех людей, которые жили на этой огромной территории, где, как вы знаете, есть проблема в дорогах и еще один фактор, который влияет на все…
К сожалению, исторически так сложилось, что мы не всегда гостеприимны. А это сказывается на всем. Это сказывается на сервисе, это сказывается на зарабатывании денег на туристах, это сказывается на в целом восприятии России как страны, которая готова сегодня работать с различными целевыми аудиториями. И очень правильный выход со стороны многих руководителей регионов – я как профессионал могу сказать - это приводить крупные события на территорию, для того чтобы подтягивать сервис до определенного уровня, потому что только на таких крупных масштабных мероприятиях можно вытянуть сервис одномоментно. Когда ты как профессионал погружен в определенную стрессовую ситуацию, что к тебе приедет шесть тысяч китайцев, которых надо накормить, обслужить, предоставить транспорт, переводчиков и так далее, и ты должен в короткий срок заработать большое количество средств – я думаю, любой предприниматель, любой бизнесмен понимает, насколько это важно, чтобы эти китайцы еще вернулись много-много раз именно в твой отель и воспользовались именно твоими услугами.
- Екатеринбургу скоро исполнится триста лет, но история города у нас достаточно пестрая была. Здесь и Демидовы, и убийство семьи императора, и конструктивизм. Можно многое посмотреть, но в то же время нет чего-то главного, нет какого-то главного бренда. Стоит ли делать в развитии туризма акцент на историю или мы должны позиционировать Екатеринбург как современный город?
- Я всегда была против того, чтобы создавать какие-то стереотипы, бренд – это тоже некий стереотип. Создавать какой-то единый бренд и надевать этот бренд на все, что условно находится в каком-то регионе. Потому что каждый бренд имеет свою целевую аудиторию, своего клиента и не всегда создание какого-то определенного бренда положительно сказывается на развитии той же индустрии гостеприимства. Например, если придумать какой-то бренд, что Екатеринбург – это индустриальный центр, мы автоматически ограничиваем себя от тех же паломников, мы ограничиваем себя от большой аудитории людей, которые могут приехать с другими целями, например, такими как экологический туризм, активный отдых, экстремальный отдых. Ну а что туда ехать, когда у них только темы индустриализации? То есть такие стереотипы мешают развитию региона.
- Тем не менее, вы, как человек, который стоял у истоков бренда Тобольский кремль, вы развивали этот проект, который потом вошел в проект «10 чудес света России», вы создали четкий бренд под Тюменской областью в городе Тобольске. С Екатеринбургом сложнее?
- Нет, с Екатеринбургом не сложнее. У Екатеринбурга сейчас такой устойчивый бренд, что это столица Урала, что это город с очень высокой деловой активностью и это бренд сегодня не только для наших соседей, это бренд, можно сказать, для всего мира. Потому что уже сейчас на международных выставках в странах СНГ, Европе, в Азии, когда мы говорим «Екатеринбург», мы первую эмоцию вызываем. Да, кто-то путает, говорит, что это Сибирь, кто-то говорит, что это Урал. Но, тем не менее, все прекрасно осознают, что это город, как минимум, в России, и это город - деловой центр.
- Хотя еще года три-четыре назад мы даже спорили, как писать на английском Екатеринбург – через Y или через E.
- Знаете, по старинке еще пишут через Y, но сейчас все больше тенденция через E писать. Потому что все-таки когда мы зрительно выхватываем это слово из контекста, ну, скажем так, общего списка городов, то сегодня профессионалы-переводчики все чаще склоняются к букве E первой.
- Безусловно, Екатеринбург - это столица Урала, а что касается бренда «Третья столица»? Я так понимаю, этот бренд закреплен за Казанью.
- Казанцы вообще молодцы, что они очень быстро реализуют свои какие-то идеи и проекты. И сегодня, наверное, если рассматривать их как прямого конкурента, в хорошем смысле этого слова, нам есть в чем соревноваться. Есть какие-то позиции, которые мы занимаем, в которых мы там являемся первыми. Но нам есть и чему поучиться у Казани, это, прежде всего, какие-то ментальные особенности, свойственные в общем жителям города Казань. К сожалению, не всегда мы, жители Екатеринбурга, выражаем какую-то общность интересов. То есть у нас на одну какую-то ситуацию может быть большое количество точек зрения и, по большому счету, так происходит по любому поводу.
- Так было и с голосованием за ЭКСПО 2020, когда население не поддержало, здесь же, в студии зрители проголосовали против, что не стоит давать России и Екатеринбургу проводить ЭКСПО 2020, потому что деньги выделят и разворуют.
- Я считаю, что это не правильный подход, но опять-таки здесь каждый высказывает свое мнение и высказывает, как правило, открыто. В том числе ваша площадка, это великолепная возможность высказаться по любому поводу. Наверное, я не смогу привести в пример ни один регион России, где жители имеют свою точку зрения, и готовы ее доказывать, и имеют большое количество способов это сделать. Этим Урал отличается от всех других регионов. Например, даже в туризме, в профессиональном сообществе, мы имеем свою точку зрения на многие проекты, реализуемые в России. Но уральцы, профессионалы отрасли, они вообще уникальны в российском пространстве профессиональной туриндустрии. Во-первых, у нас есть своя общественная организация Уральская ассоциация туризма, которая достаточно известна и в России, и за рубежом. Или например, у нас есть свои туроператоры, которые долгое время работали на рынке выездного туризма, а сейчас активно зашли на внутренний рынок и продают не только российский пляжный туризм, но и такие регионы, как Свердловская область. Они формируют уникальные продукты, пользующиеся сегодня популярностью и, кстати, благодаря им, рынок внутреннего туризма активно развивается. Или, например, индустрия гостеприимства – отельный бизнес, ресторанный. Я могу сказать со стопроцентной уверенностью, что уровень сервиса, уровень креатива и уровень кухни в наших уральских, екатеринбургских ресторанах бывает на порядок выше, чем в ресторанах московских и питерских.
- Спасибо вам за беседу. В студии «Четвертого канала» была Эльмира Наилевна Туканова, руководитель Центра развития туризма Свердловской области. Программу вел Иван Некрасов, шеф-редактор портала Ura.ru.