Разговор с главным. Эльмира Туканова (ч.3)
Гость программы "Разговор с главным" - Эльмира Туканова, директор Центра развития туризма. Ведущий – Иван Некрасов, шеф-редактор портала Ura.ru.
Досье: Туканова Эльмира Наилевна | |
Директор ГБУ СО "Центр развития туризма Свердловской области" Вице-президент Национальной ассоциации информационно-туристических организаций Эксперт в области MICE в УрФО Работала PR–директором международной туристской выставки "Интурмаркет" Опыт работы в туризме 18 лет, 13 лет на руководящей должности |
- Когда Екатеринбург войдет в десятку чудес России?
- Я думаю, что это все зависит от активности наших граждан, от сознания того, что мы действительно сегодня имеем право называть себя деловой столицей России. И у меня есть такое пожелание: очень бы хотелось, чтобы сегодня усилия туроператоров и властей в развитии туристической отрасли вознаградились еще и неким доверием и уважением со стороны самих жителей Свердловской области. Потому что сегодня очень много зависит от того, как не только мы, профессионалы отрасли, встречаем наших гостей, но и как относятся к этому сами жители, как они поддерживают развитие индустрии гостеприимства, как относятся к нашим гостям. В дни проведения Иннопрома и Российско-Китайского ЭКСПО я заходила в торговый центр и наблюдала, как местные жители реагируют на наших гостей. Вы знаете, реакция была не всегда той, которую хотелось бы видеть. Мне кажется, это еще и от недостатка общения с гостями. Мне кажется, от каждого из нас зависит тот уровень гостеприимства, который мы оказываем. Кстати, мы готовим волонтеров, сегодня работаем со студентами и мы даже готовы принимать любого желающего жителя Екатеринбурга для участия в волонтерской программе, для того, чтобы как-то задействовать их в индустрии гостеприимства, туризма у нас в регионе.
- Вы говорили о том, что Екатеринбург - очень дискуссионный город, существует много разных групп влияния, много разных мнений, это никак не цензурируется. Как раз сейчас вокруг проекта храма Святой Екатерины, который планируется построить на воде, идет большая дискуссия. Я знаю, что вы тоже отстаиваете это строительство, говоря о том, что это поможет нам в привлечении дополнительного числа туристов. Каким образом?
- Наверное, не столько само строительство именно православного храма, я говорю о том, что действительно конструкция на воде - она очень необычна. Я не могу давать каких-то экспертных оценок, на счет того, насколько эта конструкция будет удачно вписываться в общее пространство, в общую архитектуру города.
- Вы уже сомневаетесь?
- Я не сомневаюсь, но я не берусь утверждать с точки зрения профессионала. А как профессионал в туриндустрии могу сказать, что таких объектов, построенных на воде, в России очень мало. Это могло бы стать очередной точкой притяжения именно здесь у нас на Урале своей уникальностью, это могло бы стать точкой притяжения для паломников. И, с другой стороны, ну почему нет? Почему мы против создания какого-то нового интересного объекта, почему мы считаем, что это будет плохо? Если есть инвестор, который на свои средства готов построить, реализовать эту идею, необычную идею, если есть для этого какие-то возможности - ну почему мы протестуем? Насколько я понимаю, это деньги не из областного бюджета, это инвестор, который пришел и говорит: я хочу в Екатеринбурге построить вот такой храм. Дело богоугодное, никому не мешающее, и, в принципе, идея очень интересна.
- При этом существует буддийский монастырь под Качканаром, который сейчас выселяют, у которого конфликт с бизнес-предприятием, потому что он построен на земле этого предприятия.
- Я готова прокомментировать эту ситуацию. Если мы говорим об объекте в структуре туризма, то этот объект сегодня с точки зрения безопасности для туристов, с точки зрения логистики и некой коммерческой составляющей, которую он как туристский объект должен иметь, он сегодня не представляет, ну, скажем так, полный набор характеристик, необходимых для туристского объекта. Вы знаете, что сегодня с каждым днем все больше и больше повышаются требования к безопасности – мы говорим не только о безопасности, которая должна быть обеспечена для определенных категорий населения, мы говорим о некой доступности объектов, мы говорим о логистике, которая должна быть организована к этому объекту. Я не берусь комментировать религиозную составляющую, у нас в России, на сколько я понимаю, буддизм это одна из религий. Не берусь утверждать, что этот объект действительно является каким-то храмовым, поскольку не располагаю такой информацией. Но с точки зрения безопасности, я считаю, и надеюсь, что меня поддержат мои коллеги из индустрии гостеприимства, я считаю, что этот объект не может считаться туристским.
- Тем не менее, местные операторы сейчас заключают контракты с этим монастырем для того чтобы возить туда туристов.
- Не располагаю такими данными, те операторы, с которыми общалась я, не включают данный объект в свои продукты. Это могут быть какие-то индивидуальные разовые частные заказы, а то, что это будет включено в регулярную линейку продаж, я в этом очень сильно сомневаюсь.
- Понял вашу позицию. У нас есть другое культовое учреждение, Храм-на-Крови, потенциал которого еще не использован по максимуму. Впереди столетие со времени расстрела царской императорской семьи, к этому времени будет происходить что-нибудь масштабное?
- У нас каждый год проходят масштабные мероприятия, связанные с «Царскими днями» в Екатеринбурге, и в Тобольске, и вообще можно сказать, что это один из крупных проектов паломнического туризма, на который приезжает большое количество людей из разных стран и регионов. Я знаю, что некоторые туроператоры активно продают Екатеринбург именно на даты проведения «Царских дней» и в этом году Елизаветинское общество, которое проводило здесь масштабные мероприятия в конце мая, также привлекло большое количество туристов-паломников. Кстати, мы это событие включили в календарь событий Свердловской области, каждый год мы его обновляем, выпускаем для широкой публики, в этом году календарь будет выпущен уже на четырех языках и более ста событий Свердловской области попадут в этот календарь, в том числе «Царские дни».
- Если говорить о том, как сказываются на имидже Екатеринбурга новые бренды, например, в прошлом году фурор произвел кинофильм «Страна Оз», где местом действия был Екатеринбург. Это позитивно сказывается на туристическом потоке, не смотря на то, что фильм имеет достаточно негативную окраску?
- Хорошо вообще любое упоминание Екатеринбурга в прессе, и в том числе в кино. У меня есть мечта, что когда-нибудь какой-нибудь знаменитый иностранный режиссер, может быть даже голливудский, или какой-нибудь режиссер, который снимает иное кино, снимет фильм о Екатеринбурге, Свердловской области, об Урале. Это был бы очень мощный движок для развития туризма в регионе, потому что выход любого ролика, фильма со знаменитостями, так или иначе привлекает внимание к нашей территории. Если это произойдет, пока я буду руководить центром развития туризма, я думаю, что это будет ы очень большая победа для нас. И очень бы хотелось, чтобы Екатеринбург и Свердловская область стали центром действия фильма. Но это такая мечта, которую, наверное, только Деду Морозу или Санта Клаусу загадать, чтобы она обязательно сбылась. Я за такие фильмы, я за любое продвижение в средствах массовой информации. Признаюсь честно, три года назад я относилась к негативным публикациям и статьям всегда однозначно, то есть я считала, что это вредит нашему региону.
- Это что касается федеральной и мировой прессы?
- Да. Теперь я могу сказать, что любое упоминание в сми нашего города и Урала это хорошо. Если ты видишь, что в федеральной повестке каждый день звучит Екатеринбург по каким-то социальным программам, с точки зрения культурной жизни или конгрессно-выставочной деятельности – это каждый раз напоминание всем россиянам, всем нашим гостям о том, что мы сегодня в центре, в гуще событий. Что в России сегодня кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Казани есть еще и Екатеринбург, который на самом деле очень достойный город.
- Вы уже давно работаете чиновником?
- Четыре года здесь. До этого я четыре года работала в Москве, была PR-директором Ассоциации опереторов России и PR-директором выставки «Интурмаркет», главной туристической выставки России. Руководила туристско-информационным центром в Тюменской области. Ну и можно сказать, что в туроператорском бизнесе я достаточно долгое время проработала.
- Каким образом удается убеждать власть, что туризм необходим, что каждый рубль, вложенный в туризм... во сколько он выльется?
- Оценки даются разные, но мне убеждать наше руководство долго не приходится, это даже не комплимент, это констатация факта. Прекрасно, когда руководство региона понимает, насколько это важно для социального развития региона, для улучшения имиджа региона, для продвижения его на международном рынке, в целом для создания информационных положительных поводов, которые будут работать на будущее, это такие долгосрочные инвестиции в имидж конкретного руководителя, в имидж региона, города, каждого горожанина. Например, установка знаков дорожный навигации, которыми мы занимались на протяжении четырех лет. 254 знака дорожной навигации мы установили в регионе к объектам, культурным, историческими достопримечательностям. Если бы не программа туризма, наверное, эти знаки навигации никому бы не рассказали, что у нас в Свердловской области есть такие объекты, как Невьянская башня, как Верхотурье с великолепными храмами и кремлем, гора Белая, парк сказов, который построен под Екатеринбургом. Или большое количество информации, которую мы размещаем в аэропорту Кольцово, на железнодорожном вокзале и в тех туристско-информационных службах, которые мы открыли в соседних регионах. Все это потихонечку добавляет позитивных моментов в копилочку имиджа Свердловской области, это говорит о том, что мы ждем гостей, мы им рады, мы готовы с ними работать - все это буквально взаимосвязано. Поэтому сегодня, выполняя свою маленькую часть работы по информированию туристов, мы о себе можем сказать, что для создания позитивного имиджа региона мы делаем очень многое. Равно как и все участники туриндустрии.
- Вы еще в 2005 году работали вместе с губернатором Евгением Куйвашевым, когда он был сити-менеджером города Тобольска, почему существует такое закрепление за руководителем?
- Никакого закрепления нет, есть некий опыт в реализации совместных проектов, есть умение работать, умение понимать друг друга. Меня пригласили сюда четыре года назад и для меня, с моим характером, несколько амбициозным, желанием реализовать новый проект, желанием раскрутить Свердловскую область в туриндустрии, продвинуть территорию – для меня этот проект очень амбициозный. Когда я что-то реализую, формирую команду под себя, другого варианта, как сделать хорошо, качественно и показать, что действительно этот город и эта область достойны внимания, уважения, достойны большого количества мероприятий мирового масштаба и уровня, признания коллег из туриндустрии - для меня этот проект жизненно важный. Может быть поэтому, оценив эти мои деловые, личные качества, меня пригласили сюда поработать.
- А лично как удалось замотивировать себя полюбить Екатеринбург?
- Есть некая история. Прежде всего, я сама из этого региона, с Урала, я родилась в Башкортостане и считаю, что есть историческая принадлежность моя именно к этому региону. Если, например, меня пригласили бы в Ярославскую область, или куда-нибудь в Сочи, наверное, не было бы такого интереса, и может быть я за это дело и не взялась бы. Опять-таки мотивация, наверное, изначально закладывается еще родителями – делать хорошо, относиться к своей работе с полной отдачей, верить в то, что не бывает мечты, которую невозможно реализовать. Ну и, конечно, новый формат работы, некая свобода в перемещении по своей стране. Есть такие люди, они тяжеловесы, они сидят на одном месте, работают в одном направлении, и может быть на одном месте службы находятся 20 с лишним лет. Никто не исключает того, что они хорошо работают, но они привязаны к этому месту. Я себя идентифицирую, как жителя России, то есть я могу спокойно переехать в любой другой регион. Но, тем не менее, моя принадлежность к Уралу, к Уральскому Федеральному округу, она и диктует некий такой патриотизм, потому что, честно скажу, проработав четыре года в Москве, мне было достаточно сложно себя там идентифицировать, как важность моего там присутствия.
- Спасибо вам большое за беседу. В студии «Четвертого канала» была Эльмира Наилевна Туканова, руководитель Центра развития туризма Свердловской области.