Разговор с главным. Николай Смирнов (ч.2.)
Гость студии – Николай Борисович Смирнов, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области. Ведущий – журналист Алексей Назаров.
Досье: Николай Борисович Смирнов |
|
Родился в 1967 году в Свердловске В1991 г. окончил УПИ по специальности «Технология электрохимических производств». Кандидат химических наук 1991-2003 г.г. – сотрудник института высокотемпературной электрохимии 2003-2004 г.г. – главный специалист отдела энергосбережения управления науки и энергосбережения Правительства Свердловской области 2004-2008 г.г. – главный специалист, затем – начальник отдела энерго- и ресурсосбережения Министерства промышленности, энергетики и науки Свердловской области С 2008 г. – заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области С 2011 г. – министр энергетики и ЖКХ Свердловской области |
– Нельзя так сделать: предположим, отпустить некую государственную узду, немножко удила опустить и отдать все в руки управляющих компаний? Не получается или все-таки нет вопроса той ответственности, которую бы мы хотели и так долго боролись?
– Во-первых, у нас право выбора собственниками: в фонд либо спецсчета в управляющей компании, он открыт. Но первое: кто будет собирать деньги? Управляющая компания говорит: "Вы мне платите, но я не буду выбивать с должников деньги, ничего делать не буду". Второй момент: госинспекция – это жилищная инспекция, брала анализ домов, где были выбраны спецсчета в управляющих компаниях. На 1 января в 154 домах собираемость составила менее 50%. По закону они переходят в Фонд с долгами. Прошло меньше года, еще более 100 домов необходимо забирать. Если мы хотим, а надо еще спросить: "а можем ли? Мы хотим собирать деньги, а можем ли мы осуществлять это?". А можешь ли ты собрать установленную сумму со всех собственников? Можешь ли ты выбрать подрядную организацию и проконтролировать? Тоже вопрос.
– Вопрос первоосновной: "Я просто хочу собирать деньги", мне кажется. Вот на этом мы заканчиваем предложение.
– И когда даем право распоряжаться этими деньгами третьему лицу, которого не всегда хорошо знаем, и получается так, что со спецсчета деньги уходят.
– Мы с вами сегодня подняли глобальную тему. Очень много панельных домов, которые были построены в конце 60 - начале 70 в Екатеринбурге. Эти дома рассчитаны по всем нормативам и ГОСТам лет на 50. С тех лет им осталось стоять года 4, по этой схеме если действовать. Мы забыли эти старые ГОСТы и СНиПы, которые были?
– Мы еще не подошли к ремонту этих домов. Мы ремонтируем сейчас, в основном, кирпичные дома. Все-таки у них срок эксплуатации – 100 и белее лет, особенно сталинской постройки. Что касается панельных домов, у нас, прежде чем принимать решение о целесообразности капитального ремонта и объявления конкурса на капитальный ремонт, мы за полгода, а то и раньше, проводим обследование этих домов. В том случае, если недостаточно визуального, идет инструментальный, неразрушающий контроль. И в этом случае совместно с органами местного самоуправления на комиссии, с Департаментом жилищного и строительного надзора, принимается решение о целесообразности ремонта того или иного дома. Рассматриваем каждый дом отдельно.
– Я понимаю, что они простоят еще гораздо более, чем новопостроенные дома. Кстати, это тоже отдельная интересная песня. Люди, въезжающие в новостройки, пока ведь не платят за капитальный ремонт.
– Да. А качество строительства оставляет желать лучшего.
– С ними есть прогноз ближайший?
– На период, когда собственники освобождены от уплаты – это 3 года, ответственность за состояние дома несет подрядная организация. 3 года – это гарантийный срок. Если в это время что-то происходит, то застройщик обязан устранить либо предоставить другое помещение.
– То есть через 3 года они начинают платить, у них через 5 лет начинаются проблемы, но кончается гарантия.
– И в этом случае государство несет ответственность за безопасность проживания. Обязанность органов местного самоуправления – по безопасности проживания. Никто это требование не снимал. Поэтому Департамент жилищного и строительного надзора требует от подрядчиков выполнения всех гарантийных и постгарантийных обязательств.
– К зиме вернемся. Зима – приятное время года…
– А давайте еще немножко про капремонты поговорим. Есть еще один момент. Платят все, а ремонтируют только старые дома. Действительно, эта проблема есть. Мы по поручению губернатора разработали и запустили новую программу по замене лифтового оборудования. Она интересна тем, что, во-первых, это достаточно новые дома – 80х годов постройки. Во-вторых, это самый дорогостоящий из всех видов капремонта. Замена одного лифта – это порядка 2 млн рублей. Нами разработано несколько источников и несколько подпрограмм. Первое – за счет средств областного и местного бюджетов в этом году меняем 58 лифтов. Было принято решение, что все, что заработал Фонд за счет размещения средств на депозитах – это более 200 млн рублей, 114 лифтов будет заменено до конца года. И еще нами был заключен самый крупный в РФ инвестиционный проект в рамках капитального ремонта: замена 1002 лифтов по Свердловской области до мая следующего года с отсрочкой платежа на 3 года без удорожания лифта. Это значит, что в течение полугода лифты меняются, а оплата происходит еще в течение 3 лет без дополнительных сборов за счет тех средств, которые жители платят за капремонт. Этим мы показываем, что ремонтируем старые и новые дома.
– Есть система инвестирования в систему ЖКХ. В рамках этой системы и этой программы производство лифтов возможно наладить на территории Свердловской области?
– В настоящее время рассматриваем возможность производства сборочного производства на территории Каменска-Уральского. Лифт – это особо опасный механизм. И момент между началом его производства и установкой занимает минимум год. Необходимо провести испытания на долгосрочность, на крепкость и т.д. Пока на территории РФ достаточно мощностей заводов, чтобы закрыть потребность. В перспективе мы планируем возобновить, подчеркиваю, не начать, а возобновить, раньше это было на территории Свердловской области, сборочное производство лифтового оборудования. Щербинский лифтостроительный завод организовал сборку.
– Зима – время непростое для вас. Я понимаю, что несколько лет мы жили в спокойном режиме. На эту зиму какие прогнозы примерно?
– На передачах всегда говорил, что эта зима будет непростая в плане погодных условий. Самое опасное – это не высокие или низкие температуры, а резкие перепады. Это самое опасное для тепло- и водо- и электроснабжения. От этих ситуаций не застрахован никто, но коммунальщики и энергетики научились оперативно и быстро устранять все возникающие проблемы. Ни одно из технологических нарушений, которое произошло, в том числе и ситуация по Уралмашу, по электроснабжению, устранение произошло в сроки значительно меньшие, чем предусмотрено регламентом. Это показатель того, что система ЖКХ и система электроэнергетики – оперативная, мобильная и научилась быстро и качественно выполнять свою работу. А то, что будут происходить такие ситуации, от них не застрахован никто. Износ систем водо- и теплоснабжения высок и тот недоремонт, который был в 90-е годы и в начале 2000 годов, мы еще пока его не наверстали. Поэтому наша задача – параллельно снижать износ и уменьшать аварийность. И второе – быстро и оперативно устранять те ситуации, которые есть, чтобы жители в минимальном объеме чувствовали что-либо.
– Человек приходит домой, включает горячую воду – ее нет, включает холодную – ее нет. Первое, что он делает – звонит в управляющую компанию, а там говорят: "Вы знаете, разрыв". А теперь вопрос: регламент какой примерно?
– До 18 часов по теплу, сутки – на холодную воду.
– Это большой промежуток времени. В это время "Водоканал" – организация, которая осуществляет водоснабжение, обязана организовать подвоз воды к потребителям. Давно это делалось?
– Если в течение более 4 часов не устраняется авария, холодная вода доставляется к жителям. Понятно, что указывается, куда. Есть места наибольшего проживания жителей, туда либо машины либо контейнеры с водой отправляют, и жители могут набрать воду.
– Вы подняли тему износа сетей. По поводу той воды, которая идет в дома граждан. Здесь тоже, наверное, огромное число вопросов. Что можете сказать? Плохая она или хорошая?
– Показатель есть «пригодный/непригодный». Если брать Екатеринбург, у нас нет ни одной точки, где вода непригодна для применения. Есть вопрос потребности у нас как у жителей. Было показано в том числе и с телеэкранов, что была вода, которая выходит из системы подготовки, качество ее на порядок выше, чем даже в Германии, но пока она дойдет по системам водоснабжения до квартиры, она и принимает цветность, мутность и т.д. Поэтому о капремонте мы только что говорили: внутридомовые сети меняются, а по программе "Водоканала", если брать Екатеринбург и другие муниципалитеты – постепенная замена магистралей. Кроме того, нужно понимать, что воду мы покупаем в магазине. Стоимость простой воды в магазине в 100 с лишним раз больше, чем то, что бежит из-под крана. Если мы хотим получать такую воду из-под крана, так может мы зададимся вопросом, значит надо и платить за воду такую цену, какую мы хотим воду. Это не значит, что надо поднять тарифы. Это значит, что мы должны бережно относиться к воде.
– Теперь вернемся к долгам населения. Из 100% населения Екатеринбурга какое количество поставило счетчики?
– Порядка 96% оплата по Екатеринбургу – одна из самых высоких по Свердловской области. На сегодняшний день долги жителей, подчеркиваю: не управляющих компаний, именно жителей, за коммунальные услуги превысила 6,5 млрд рублей. Это колоссальная сумма! Годовой объем инвестиций в ЖКХ в рамках подготовки к зиме составляет чуть более 5 млрд рублей. Считайте, 6,5 млрд из отрасли ушло. Какая отрасль еще выдержит?
– Это четкое государственное регулирование и четкое количество программ, которое реализуется с точки зрения областного, федерального уровня и муниципального. Предположим, этого бы всего не было. Мы бы отдали тот же капремонт управляющим компаниям…
– Про капитальный ремонт мы проходили. Давайте говорить так: есть собственник, есть хозяин. Пока собственник не станет хозяином, у нас и будет такое отношение. Мы видим дома, отремонтированные в прошлом году, и прошло чуть больше года. Фасады изрисованы, лифты, замененные по программе 2010 года, им уже необходим новый ремонт. Это вопрос не к соседу из другого дома, а к нашему воспитанию.
– Наши люди, когда им доверили в собственность их квартиры, и еще и места общего пользования. Они стали ставить вопросы потребительского экстремизма. Это я так называю. Это когда огораживаются территории незаконно. Может быть, законно с точки зрения жителя. Потом возникают судебные тяжбы, все приходится сносить, переделывать. Здесь какой совет можно дать собственнику?
– Первое: имейте совесть, второе: соблюдайте закон. В рамках капремонта не единичные случаи. Через квартиры проходит стояки холодной и горячей воды, отопления. Собственник закрыл все кафелем. Необходимо поменять весь стояк. Если в стояке хотя бы метр не будет поменян, смысла замены всего остального нет. Собственник не допускает в квартиру, не разрешает провести ремонтные работы. Из-за этого весь стояк не заменен, значит услугу не получили остальные жители. Собственник говорит, что его это не волнует. Я сделал ремонт, положил кафель. Все равно, что я нарушил закон. Извините, нет. До свидания. Все-таки проживая в обществе, мы должны, кроме "Я" помнить, что есть "Мы".
– Управляющие компании, кстати, ведут себя с точки зрения экстремизма неправильно. С ограждением территории заборами и шлагбаумами как-то можно бороться?
– Даже "Скорая помощь" или пожарная машина не всегда имеют доступ к внутридомовым территориям. Первое: такие действия без общедомового решения жильцов запрещены. Второе: если жильцы принимают такое решение на общем собрании, они должны учитывать 2 момента: огораживать можно только тот участок, который отмежеван и относится к данному дому. И ограждения обязаны обеспечить свободный доступ спецмашинам: "Скорой помощи", ГИБДД, машины ГУВД, пожарные и т.д. И естественно, возможность быстрой, экстренной эвакуации всех жителей этого дома. Только в этом случае по согласованию с муниципалитетом возможна установка таких ограждений.
– Люди собрались, приняли решение. Управляющая компания сказала: "Хорошо, мы поставим вам, и поставила".
– В законе прописано, в каких случаях такие решения имеют легитимную силу. В данном случае: я – это жители дома, а мы – это жители микрорайона. Нельзя ставить себя выше всех остальных. Это достаточно болезненные процедуры привыкания к собственности. Собственность кроме права дает еще и обязанности. Права-то мы более-менее знаем, а от обязанностей стараемся отмахиваться.
– Спасибо вам большое, Николай Борисович за то, что поговорили сегодня с нами так долго, упорно и очень правильно. Спасибо большое. С вами была программа «Разговор с главным». До свидания!