Разговор с главным. Алексей Россолов (ч.2)
Гость студии - Россолов Алексей Петрович, глава департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. Ведущий – Дмитрий Шлыков, главный редактор портала 66.ru.
Досье: Россолов Алексей Петрович | |
Родился в 1963 году в Ростове-на–Дону. Работал директором по региональной политике ОАО «Территориальная генерирующая компания №10» в Челябинске, заместителем гендиректора ОАО «Уральская тепловая компания» и заместителем директора департамента ЖКХ Администрации Тюмени, заместителем начальника главного управления строительства и ЖКХ аппарата губернатора Тюменской области. В 2012 году назначен начальником управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области. В настоящее время возглавляет департамент Государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. |
- Давайте рассмотрим вопрос, который тоже в повестке звучит часто, это вопрос, связанный с конфликтами, которые возникают между созданным ТСН и прежней управляющей компанией. Типичная, на мой взгляд, история состоит вот в чем. Товарищество собственников недвижимости в конечном итоге берет дом под свой контроль и становится законным владельцем, но управляющая компания не передает им банальные технические документы, благодаря которым можно этим домом управлять. Не дают доступа к подвальным помещениям, не дают доступа к щиткам, препятствуют заключению договоров с поставщиками ресурсов...
- Значит, давайте уточним позиции. Если проведено собрание, и это собрание оспаривается, а, как правило, то, о чем вы сейчас говорите, происходит в тот момент, когда идут суды. И если де юре смотреть на ситуацию, то можно еще раз вернуться к примеру с Авиационной. Очень долго шел процесс этих вот разбирательств, но, тем не менее, когда он закончился, все необходимые изменения в реестр были внесены. Еще раз хочу подчеркнуть, окончательное решение суда, вступившее в законную силу - вот это основание, а все остальное…. По закону каждый имеет право доказывать свою правоту в суде. Соответственно, если решение вступило в законную силу, а документы по-прежнему не передают, мы вмешиваемся и можем очень серьезно наказывать за это управляющие организации. Но это только в том случае, когда вступило в силу законное решение суда. Хотя там и без нас это могут сделать. Есть судебные приставы, которые будут требовать исполнения решения суда, и, соответственно, передачу документов. За не передачу мы можем привлекать к административной ответственности.
- Просто у меня складывалось ощущение, что ваш департамент – это, по сути, такое ведомство, которое занимается досудебным решением всех этих вопросов и нужно, в частности, для того, чтобы до суда дело не доходило, некий такой досудебный арбитр.
- Нет, вы ошибаетесь, мы не можем быть арбитром, задача департамента надзирать за соблюдением законодательства. А арбитраж это, извините, не к нам. У нас поделена система. У нас по всем спорам, возникающим между юридическими лицами, физическими лицами, отведена специальная судебная ветвь власти и это ее задача. А наша задача надзирать за соблюдением закона. И если он не исполняется - применять меры административного воздействия либо инициируя, в том числе, уголовное преследование, не самим, а посредством передачи необходимых материалов в те органы, которые такими полномочиями наделены.
- Но при этом вы тоже работаете, по сути, по заявкам граждан и сами не инициируете процесс.
- Да, мы не вправе это делать.
- Почему гражданин не может в прокуратуру напрямую обратиться?
- Он обращается. Граждане обращались в прокуратуру, там прекрасно построена работа с обращениями граждан, точно так же, как и у нас. В случае необходимости, по требованию прокуратуры нами выделяются специалисты для отработки заявлений, которые прокуратура принимает к своему производству. Это отработанная система, она существует.
- Давайте поговорим еще об одной теме, связанной с управляющими компаниями. Сложилась, как мне показалось, неприятная практика, когда управляющая компания, накопив долги перед поставщиками, объявляет о собственном банкротстве, запускает процедуру конкурсного производства, ну, то есть, раздают своим кредиторам 10 тысяч уставного капитала, два стола и компьютер. А после чего исчезает с рынка, оставив поставщиков ни с чем, жильцов оставив в некотором недоумении или передав их там некой новой ООО, чистой и без долгов, которая продолжает этим домом управлять на глазах у изумленных жителей, которые не поняли, что произошло. Прав ли я, во-первых, в том, что такая практика складывается в Екатеринбурге и Свердловской области? И, во-вторых, что можно сделать, чтобы не происходило таких побегов от долгов.
- Была попытка, чтобы она сложилась, давайте это так назовем. С 1 января 2017 года подобные попытки вообще отставлены в сторону - если мы ведем с вами речь о долгах перед ресурсоснабжающими организациями. То есть с 1 января вообще все платежи ресурсникам будут идти, минуя управляющую компанию. таким образом, эту практику пресекли. Я согласен с вами только в одном, что был недогляд и недосмотр за этим. А вот когда это увидели, когда это в массовом порядке стало, давайте откровенно скажем – Свердловская область это не какой-то яркий пример, это везде происходило. Соответственно, и законодатель, и соответствующий компетентный орган обратили на это внимание, были внесены необходимые изменения, в том числе, и в жилищный кодекс. Работает и работал над этим Минстрой Российской Федерации и наш главный жилищный инспектор России господин Чибис. Мы постоянно получаем информацию и знаем, что происходит в регионах. Почему - объясню. Мы по требованию нашего главного жилищного инспектора теперь все общаемся в специальном чате.
- Что это за чат, если не секрет?
- Ежедневно в прямом режиме я вижу, о чем общаются коллеги, сам принимаю участие в общении, либо поручаю кому-то это сделать, если необходимо поделиться информацией. Такой обмен приводит к тому, что эти вот червоточины, потихоньку выявляются и через внесение изменений в законодательство мы начинаем это все регулировать. Поэтому да, была попытка это все сделать в массовом порядке, и на сегодняшний день, скажем так, мы ее пресекли. В массовом порядке на территории нашего региона этого больше нет.
- Вы считаете, что с 2017 года мы все быстро и легко перейдем на прямые платежи? Там процедура понятна сейчас?
- Процедура прописана и понятна. Ее добивались, в том числе, и сами ресурсники. На самом деле ничего нового в этом нет, элементарное расщепление платежей, которое делается любой организацией, любым расчетным центром, это совершенно элементарная вещь.
- Тут есть другая сторона медали. Бытует мнение на рынке управляющих компаний - они любят часто и много об этом говорить, о том, что услуги, которые они предоставляют, ну помимо передачи платежей от жителей ресурсникам, они денег не приносят, то есть рынок может оказаться непривлекательным для них.
- Что-то я не заметил массового бегства с рынка.
- Я тоже.
- Это разговоры в пользу бедных. Вот если бы это было все так плохо, уже давно бы свернули свою деятельность и ушли бы, а это все – пустые разговоры и не более того. Никто с рынка не уходит, мало того, дерутся за дома.
- Даже без денег, которые можно не передавать?
- Если правильно организовать работу, а у нас такие компании которые реально правильно организовываю работу, то прибыль можно извлекать и из этого вида деятельности. Просто раньше, по моему мнению, это был один из таких легких доступных способов Бендера по безболезненному отъему денег у населения. Собрали деньги и все - это наше. А сейчас им такую возможность отсекают и толкают на путь нормального бизнеса. Они в принципе будут работать в рамках тех денег, которые будут платить жители на содержание переданного в управление общедомового имущества. Размер платы устанавливают граждане, если не устанавливают, то применяют тот размер платы, который установлен муниципалитетом.
- Средний по больнице?
- Ну, скажем, так, да. Поэтому здесь тоже много зависит от активной позиции людей. Мы, к сожалению, не научились жить в общежитии. Вернее, мы раньше считали, что мы живем в общежитии, потому что все было централизовано и управлялось государством. Были жэки, была система вертикали жесткая, сверху вниз. А мы, гордо называя себя собственниками, к сожалению, до конца ими так и не стали. Мы считаем, что мы собственники в рамках своих квартир. Вот здесь я собственник, вот как я решу, так и сделаю и так далее. Но, простите, мы-то живем в доме, подвал, лестничные марши, чердак - это все общие помещения технические, это все наше. И вот это ощущение собственности – оно сейчас стало появляться. Я думаю, что в ближайшее время это все утвердится и ситуация, в том числе, в данном вопросе будет меняться, потому что люди увидели, что не занимая активную позицию, не чувствуя себя собственником, они так и будут обмануты.
- С другой стороны, вот это пробуждающееся чувство собственника, оно, как мне кажется, довольно жестко пресекается криминальными столкновениями с не очень хорошими управляющими компаниями.
- Дима, я не могу комментировать какие-то криминальные или не криминальные столкновения.
- Будем считать это ремаркой на тему. Потому что новости, которые проходят через меня каждый день, к сожалению, очень много новостей о рынке ЖКХ, которые мы ставим в рубрику происшествия.
- Ну, я здесь поспорю, потому что вы при желании все можете поставить в рамки происшествия.
- Безусловно.
- Просто тема ЖКХ она животрепещущая, и учитывая это, стиль журналистики, который присутствует, на мой взгляд, на сегодняшний день он носит такой более репортерский характер. Громкая новость - сразу же ее в тираж, сразу ее окрасить, заголовок такой, что как будто, вселенская катастрофа произошла. На мой взгляд, в разряд происшествий частенько попадает, например, рядовой прорыв трубы. Мы живем в очень суровом климате и трубы у нас как рвались, ну уж извините, так и будут рваться. Вопрос в другом. Их же не управляющие компании рвут, по ночам пилят, и не представители администрации. И смотреть надо с точки зрения того, а вовремя ли среагировала ресурсная организация, вовремя ли среагировала управляющая компания, власть вообще отреагировала вовремя на это дело? Вот если нет, тогда дерите по полной программе, а вот если они вовремя, то зачем вы вселенскую катастрофу из этого рисуете.
- Но, потому что, когда зимой на сутки дома остаются без тепла…
- Не надо, не на сутки они остаются без тепла. Не на сутки. Есть нормы, есть правила, по которым авария должна быть устранена в срок не более двенадцати часов. Все остальное, то, что свыше - это уже ЧП, объявляется чрезвычайная ситуация.
- Двенадцать часов тоже холодно.
- Я понимаю, сам попадаю в такие ситуации, если вы думаете, что я живу в каком-то отдельно взятом мире, вы ошибаетесь. Я живу в обычном доме, знаю все эти проблемы, которые происходят, и точно также, как и возмущенные граждане, ругаю управляющую компанию, которая работает у нас на доме, если она не справляется.
- Почему не смените?
- Потому что на сегодняшний день, если люди слышат жильцов и делают то, что от них требуют, зачем их менять.