Разговор с главным. Александр Высокинский (ч.1)
Гость - заместитель губернатора Свердловской области Александр Высокинский. Ведущая – Мария Плюснина, журналист интернет-газеты Znak.com.
Досье: Высокинский Александр Геннадьевич | |
Родился в 1973 г. в городе Свердловске. Трудовой путь начал на "НПО автоматики". В настоящее время является Заместителем Губернатора Свердловской области. Имеет правительственные и ведомственные награды. |
- Недавно депутаты свердловского законодательного собрания приняли бюджет области на 2017 год, и союз промышленников активно критиковал этот документ за то, что очень много расходов на социалку и очень мало расходов на развитие. Вы согласны с этим?
- Как когда-то сказал классик, искусство планирования бюджета - это искусство равномерного распределения разочарований. Количество денег в бюджете – оно конечно, и, безусловно, при планировании бюджета ставятся те или иные приоритеты бюджетной политики. Евгений Владимирович поставил очень четкие приоритеты с точки зрения выполнения указов Президента, с точки зрения выполнения федеральных документов, связанных со стратегией, развитием социальной сферы, строительством школ. В принципе, при согласительных комиссиях удалось достигнуть достаточно серьезного компромисса, когда расходы бюджета были увеличены на четыре миллиарда рублей как раз в сторону развития муниципалитета. Промышленники правильно говорят: с точки зрения того, что у нас есть бюджет развития, есть бюджет текущих расходов.
- Бюджет развития - это какая примерно часть общего бюджета?
- Деньги, которые мы тратим на ежедневное содержание областного хозяйства - это и вся соцсфера, и зарплата, и коммуналка, и все-все-все. Это наши такие постоянные текущие расходы, я думаю, что это до восьмидесяти процентов всех средств, которые у нас есть в бюджете. Есть небольшая часть, которая остается на развитие. И дальше нужно принимать решение, где у нас приоритет. Либо мы начинаем строить школы и детские сады, но это увеличение затрат бюджета и это, как говорят предприниматели, нет экономической окупаемости. Либо мы начинаем строить дороги, развязки, инфраструктуру. Это развитие бизнес-инфраструктуры, это развитие бизнеса, но тогда мы не удовлетворяем те потребности, которые есть у жителей Свердловской области, как на территории крупных, так и малых городов.
- Такой сложный баланс.
- Это безусловный компромисс, это безусловный баланс. Но в этом процессе можно отметить следующий очень положительный момент. Бизнес выходит, как полноценный субъект переговоров при бюджетном процессе и говорит: нам для того, чтобы эффективно развиваться, нужна вот такая и вот такая помощь. Мы с этим мероприятием не то чтобы сталкиваемся впервые, но вообще мы говорим о том, что бизнес совершенно правильно говорит: мы пополняем казну, нам бы хотелось быть субъектом переговоров в бюджетном процессе, точно так же, как это делают депутаты, главы городов и другие участники и это очень и очень правильно.
- Какие есть нововведения с точки зрения помощи для бизнеса именно с 2017 года?
- У нас открывается фонд поддержки промышленности, это более чем серьезный момент. Мы начинаем обсуждать моменты, связанные не только с какими-то конкретными предпринимательскими проектами, мы начинаем обсуждать моменты развития бизнес-инфраструктуры. Вот эти все моменты - они предельно важные. Если говорить по конкретной помощи – да, у нас есть программа определенного рода налоговых льгот по бизнесу, хотя Евгений Владимирович ставит нам задачу сейчас проанализировать эти льготы, которые мы выдали за последнее время, посмотреть, где эффективно, где неэффективно.
- У вас есть понимание, где неэффективно?
- Я не привык без анализа давать те или иные оценки, есть некие внутренние ощущения, но это неверно, нужно сделать полный анализ и после этого будем говорить. Дальше мы поймем, где эти льготы нужно оставлять, где эти льготы нужно отменять, это льготы, которые были приняты за последние несколько лет, и в зависимости от этого уже будем выстраивать систему. Я еще раз вернусь к вопросу. Это нормальная система взаимоотношения с бизнесом. Мы говорим им: да, мы помогаем вам вот здесь. Здесь мы, соответственно, просим поддержки бизнеса, это те или иные проекты социальные, это проекты освоения, развитие социальной сферы, это у нас тоже на сегодня есть. Положим, взять проекты, которые реализует УГМК. Андрей Анатольевич активно занимается не только развитием бизнеса, но и развитием социальной сферы тех городов, где присутствует УГМК. И это правильно, потому что там живут работники, люди должны быть уверены в завтрашнем дне, они должны иметь комфортные условия проживания, они должны быть уверены, что детенок пришел, как говорится, в теплый детский сад, в школе у него все хорошо и так далее.
- Если говорить о конкретных проектах, действительно приходится ставить приоритеты и губернатор некоторое время назад поручил правительству найти возможность найти деньги на вторую ветку метро в Екатеринбурге. Скажите, нашли?
- Нам для того, чтобы построить вторую ветку… Вообще, что такое вторая ветка? Это нить от ВИЗа до Каменных Палаток. Пока мы говорим об участке от Площади 1905 года до ВИЗа, там 4-5 станций. Соответственно, нужно понимать, вот стоимость одной станции примерно четыре с половиной - пять миллиардов рублей, плюс туннели и все дела. То есть это около сорока пяти миллиардов - нужно уточняться, но это примерно такие объемы. Естественно, если мы будем сгружать весь этот объем только на бюджет Екатеринбурга - это сложно, бюджетом Свердловской области подтянуть это тоже сложно, соответственно, нужно привлекать весь спектр финансовых инструментов, которые у нас есть. Что у нас на сегодня имеется. Например, имеется возможность объявить облигационный займ, когда мы возьмем эти средства фактически в займ на рынке, в том числе и у населения, и потом какое-то время будем рассчитываться. Необходимо работать с федеральным бюджетом по привлечению дополнительных средств федерального бюджета, что-то, безусловно, нужно выделять самим – потому что никто нас не поймет, когда мы пойдем на рынки занимать или просить у федералов, знаете, вот мы своих денег не вкладываем, а вот вы нам дайте. Процентов 20-30 надо иметь своих. Надо, соответственно, договариваться с администрацией города Екатеринбурга по проектам, смотреть, что может выделять Свердловская область, чтобы эту сумму, процентов 20-30 надо добрать.
- Есть какие-то конкретные сроки, когда вы должны приступить к строительству метро, когда должны заложить деньги в бюджет, какая-то конкретика?
- Вообще, если мы в течение семнадцатого года это решение примем, то теоретически мы можем успеть к середине - к концу двадцать третьего года, к трехсотлетию Екатеринбурга, эти станции построить.
- Это полностью ветка от площади до ВИЗа, четыре-пять станций?
- Да. Это не означает, что будет один подрядчик, нужно будет брать два подрядчика, чтобы шли навстречу друг другу, но вот в семнадцатом году надо сформировать общую финансовую схему.
- А как вы относитесь к идее народного метро, которую озвучил министр строительства Михаил Волков?
- Я считаю, что у Михаила совершенно правильная идея, народное метро, и, собственно, механизм привлечения денег на облигационном рынке как раз про это. Невозможно привлечь всю сумму. Всю сумму привлечь на облигациях нельзя. Плюсом нужно считать стоимость денег, как говорят экономисты, на конце. То есть мы же за использование средств будем с вами платить. И если мы с вами берем займ, предположим, на десять лет под десять процентов годовых, то в конце мы отдаем две суммы. И нужно будет считать, что нам выгоднее: любой ценой построить к 2023-му году и заплатить за это две цены? А что такое две цены? Мы заплатим не сорок пять, а девяносто миллиардов. А сорок пять миллиардов - это сорок пять школ по тысяче мест, это около пятидесяти-шестидесяти поликлиник с полным комплектом оборудования, это девяносто детских ледовых фоков и так далее, так далее, так далее.
- Так может быть тогда вообще отказаться от строительства метро, если такая тяжелая ситуация?
- Именно поэтому мы сегодня находимся в режиме сравнительного анализа. То, что город развиваться без метро не может - это факт. То, что Екатеринбург является локомотивом развития экономики Свердловской области - это факт. Если мы начинаем сдерживать развитие Екатеринбурга, мы можем проигрывать в целом – это с одной стороны. С другой стороны, решение вопроса, как нужно сделать. Там есть альтернативы, когда у нас некоторые транспортные эксперты приходят: мы посчитали, нужно сделать канатную дорогу, прямо вот через весь город ее пробросить и будем всех перевозить, и люди, соответственно, над городом будут перемещаться. Есть масса вариантов.
- Но вы такие варианты не рассматриваете, на сколько я понимаю, ни канатную дорогу, никакие альтернативные?
- Мы обязаны рассматривать все варианты. На данном этапе, конечно, метро является предпочтительным видом, потому что это все-таки городское развитие и этим надо заниматься.