Разговор с главным. Александр Высокинский (ч.2)
Гость - заместитель губернатора Свердловской области Александр Высокинский. Ведущая – Мария Плюснина, журналист интернет-газеты Znak.com.
Досье: Высокинский Александр Геннадьевич | |
Родился в 1973 г. в Свердловске. В 1993 – 2000 гг. работал в Центре содействия предпринимательству Правительства Свердловской области; Имеет правительственные и ведомственные награды. |
- Если говорить о развитии Екатеринбурга, у вас есть еще один проект, которым вы давно очень занимаетесь, это проект Большой Екатеринбург. Скажите, на какой там все стадии? Потому что я знаю, что в этом году было проведено исследование за пять миллионов бюджетных рублей, которое касается принципов формирования агломераций. Я бы хотела, чтобы вы поделились с нами выводами.
- Вот смотрите, целью этого исследования было формирование шести схем. Первая схема - это наш экологический каркас. Мы должны понимать, где у нас всегда должно быть чисто, где у нас уже чисто быть не может, потому что там стоят зоны отчуждения тех или иных промышленных объектов, той же Белоярской атомной станции, аэропорта, очистные сооружения водоканала и другие объекты. Мы должны четко вот этот каркас представлять и понимать, как будем развиваться. Если мы развиваем промышленные территории, то мы пошли это развивать именно там, где на сегодня промышленная зона, мы не должны заходить на экологически чистые зоны. То, что на западе наши легкие - это должно быть свято, но мы при этом должны обеспечить вот этот экологический баланс для развития города. Вторая схема - это транспортный каркас. И мы принимаем те или иные решения в рамках транспортного каркаса, где должны пройти основные магистрали, как нужно поддержаться.
- Это, например, трамвайная линия до Верхней Пышмы?
- Трамвайная линия до Верхней Пышмы, трамвайная линия Академический, трамвайная линия Березовский, на сегодня это тоже рассматривается.
- Это уже принятое решение, до Березовского трамвайная линия?
- Мы сейчас говорим о разработке концепта, мы сказали, что пять миллионов - это концепт. Концепт - это основа технического задания под разработку большого генерального плана, Большого Екатеринбурга. Вот этот концепт мы на сегодня обсуждаем, он у нас готов и мы его обсуждаем с экспертами из всех городов, мы его обсуждаем с экспертами-градостроителями, чтобы в 17 году уже провести полноценный конкурс на разработку вот этого большого генерального плана, где все эти моменты будут учтены. Третий каркас - это каркас инженерный. Это наши сети, вода, газ, свет и все, что связано с системами жизнеобеспечения. Мы должны четко себе представлять, где у нас пусто, где у нас густо, где у нас есть запасы мощности, где их можно увеличивать, мы должны вместе принять решение, как будет работать, предположим, единая система водоснабжения Большого Екатеринбурга. Надо ли на сегодня строить очистные сооружения в Пышме или проще стоки Пышмы забрать на северную аэрационную станцию Екатеринбурга, а в Пышме сэкономить достаточно большое количество места, потому что очистные - это большая зона отчуждения. Поэтому вот эти все моменты, они также принимаются.
- Я сразу уточню, а управляться это все будет централизованно из Екатеринбурга, из правительства Свердловской области или все-таки города-спутники не потеряют свою самостоятельность?
- Снова распространяете плохие слухи. Давайте вернемся к схемам. Общая схема социальных объектов, как они у нас работают - крупные больницы, крупные учреждения, спортивные сооружения. Когда обсуждается проект строительства ледовой арены, я являюсь сторонником того, что ледовую арену нужно строить между Екатеринбургом и Пышмой, потому что такой крупный комплекс, как ледовая арена, он будет объединять города, мы будем развивать это место, тем более что метро в эту часть города уже есть. Точно так же, когда мы принимаем решение о строительстве других крупных социальных объектов, это нужно подстраивать под схему Большого Екатеринбурга. После этого мы должны принять решение вместе со всеми городами по территориальной специализации городов. Это очень важная вещь, кто куда пойдет. Кто-то будет промышленным – Пышма и Орджоникиджевский район это очень серьезный промышленный кластер. Среднеуральск - с одной стороны серьезные запасы тепла, с другой стороны – серьезные рекреационные территории. Надо ли там развивать промышленность или там, учитывая запасы тепла, развивать тепличное хозяйство и такие вот экологически чистые сельскохозяйственные вещи? Берёзовский - нужно определяться. Берёзовский - это высокоплотный урбанизированный спутник или это комфортный город малоэтажной застройки, в котором много зелени, в котором четырех, пяти, шестиэтажные дома – кому-то нравится и это. Точно также мы берем Арамиль. Серьезный потенциал роста Арамили – это транспорт. Это окружная, это аэропорт, это транссиб, который проходит рядом - эти все вещи нужно учитывать. Точно также города, когда мы говорим второго пояса. Дегтярск, Сысерть.
- Они тоже потенциально Большой Екатеринбург?
- Безусловно. Поэтому в рамках вот этих всех обсуждений мы на сегодня приходим к четкому пониманию концепта развития.
- Мы много обсуждали этот концепт с экспертами, в том числе в городах-спутниках, тем не менее летом, вы это прекрасно знаете, против Большого Екатеринбурга именно в городах-спутниках развернулась такая достаточно серьезная информационная кампания. Распространяли брошюры против Большого Екатеринбурга, жителей пугали тем, что города-спутники потеряют самостоятельность. Вот как вы к этому относитесь, и считаете ли вы, что сейчас общественное мнение на вашей стороне?
- Вы сколько лет работаете в опиуме для народа?
- Почти десять.
- Не мне вам рассказывать, что можно проплатить такую компанию, люди вышли на улицы, а потом ее раскручивать. Она влияет на общественное мнение, но как им манипулируют мы видим на уровне отношений с нашими западными партнерами, то, что вытворяют, это та же серия. На сегодня, прежде чем мы не поймем вот эти шесть схем, разработаем генеральный план, обсуждать механизмы реализации и инструменты реализации преждевременно. Нам нужно понять, где мы хотим быть через 20 лет, в каком виде, после этого мы начинаем обсуждать, как это все организовать. Либо это сделать на базе межмуниципальных соглашений и соответственно, соглашений с правительством области по выделению тех или иных средств. У нас есть единая программа развития, города развиваются по единой логике, но живут независимо. Либо мы говорим: давайте мы создадим общее объединение городов на условиях, предположим, как Евросоюз, когда страны независимые, но появляются какие-то органы управления.
- Вы понимаете, какая схема лично вам ближе?
- Нет, это неправильно сегодня говорить, какая схема мне ближе, потому что нужно проанализировать всю информацию. Здесь не должно быть никаких эмоций, кому что нравится, потому что если сегодня брать позицию тех же горожан Екатеринбурга, они говорят: слушайте, нам, в общем-то неплохо. Вы зачем пошли развивать соседние территории? Мы вас наняли для чего? Чтобы у нас было хорошо, а вы пошли развивать - это значит деньги бюджета Екатеринбурга начнут уходить на развитие близлежащих городов, естественно, это никому не понравится. И на сегодня нужно убеждать рассказывать не только жителям Верхней Пышмы или Березовского, что это нужно, но, в том числе, и жителям Екатеринбурга. Потому что когда те же жители Березовского или Пышмы говорят: мы не хотим с ними жить - это стандартная тема, когда Екатеринбург говорит: собственно, никто и не напрашивался. И вот если мы пойдем в таком режиме, то выиграют политические спекулянты, а, соответственно, консенсуса у нас не получится. Почему я к этому делу отношусь достаточно осторожно и в оценках, и в других вещах, нужно делать предельно осторожно.
- Есть еще одно опасение по поводу Большого Екатеринбурга, что в результате создания большой агломерация потеряется одна из ценностей города - это его компактность. Как вы считаете, оправдано ли это опасение?
- Компактность города – с одной стороны ценность, с другой стороны есть и негативные стороны в этом. Вот смотрите, вы компактностью платите за скорость, чтобы добраться по городу, то есть город достаточно компактный, из точки А в точку В добрались – удобно. Но большая загазованность, огромные пробки, потому что все концентрируются на одном пространстве. Невозможность качественной транспортной инфраструктуры, потому что, хотим мы того или не хотим, дорожки узкие, машин по ним едет очень много, весной все видят колеи, которые мы шипами вышаркивает из этого асфальта и это вообще достаточно большая нагрузка на инфраструктуру. Екатеринбург, Свердловск, он рассчитывался на миллион человек, сегодня живет два - если брать Большой Екатеринбург плюс тех людей, кто живет без прописки. И может быть здесь и посмотреть - когда мы начнем расширяться, мы не говорим о том, что у нас будет однополюсная структура развития, можно говорить, что в каждом из городов Большого Екатеринбурга должен появиться свой центр развития, свои специализации, свои функции - почему я, собственно, говорю о специализации городов. Специализация городов - это те рабочие места, те зоны приложения труда, которые будут создаваться. И вот это очень правильный такой момент, когда мы обсудив наши экологические возможности, инженерные возможности, социальные возможности, дорожные возможности вышли на специализацию территорий с точки зрения организации зон приложения труда и определившись с этим мы уже переходим к формированию инвестиционных проектов. Общих, не общих, только бизнес, бизнес с бюджетом, только бюджет – вот это механизм реализации. И после этого мы должны взять и обсудить: теперь давайте посмотрим, как этим удобнее управлять. А когда мы еще дом с вами не построили, а уже начинают делить кабинеты – вот это из серии тех, кому лишь бы ничего не делать, лишь бы где-нибудь поговорить.
- Если говорить отдельно о бюджете Екатеринбурга, то ситуация, так же как и с областным бюджетом, не слишком радужная, потому что согласно прогнозу с каждым годом объемы доходов постепенно сокращаются. В связи с этим такой вопрос: как вы считаете, не пришло ли время пересмотреть налоговую политику и, в том числе, вернуть городу, например, часть процентов по НДФЛ. Это та тема, которая обсуждалась в течение нескольких лет, но в этом году наиболее активно.
- Вот когда я говорю о совместных программах развития города и области, положим, строительство метро или что-то еще, обратной стороной этого обсуждения являются источники. Городу можно дать деньги из бюджета области, а можно передать источник и договориться о том, что Екатеринбург, получая этот источник, средства расходует на те или иные статьи. Поэтому это продолжение диалога по развитию, как мы это будем совместно делать. Здесь проверочное слово «совместно», потому что я уже говорил, что Екатеринбург - это лидер экономики Свердловской области. Евгений Владимирович ставит отдельную задачу не допустить снижения динамики развития Екатеринбурга, чтобы локомотив не остановился, как говорится, здесь это понимание есть, а после этого мы собственно смотрим инструментарий. Передать деньги с источником, дать деньги напрямую из бюджета Свердловской области и так далее.