Маленькая сенсация
У "Святого семейства" обнаружили двойное дно! Вокруг картины, которая хранится в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, ломают копья уже много лет. Рафаэль или умелый подражатель? И вот - сенсация: на полотне нашли скрытые изображения. И не только на нем одном.
Это одна из самых загадочных картин в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. "Святое семейство" - предположительно, кисти самого Рафаэля, около ста лет назад нашли на чердаке бывшего господского дома Демидовых. Подлинность полотна не раз ставили под сомнение. Переубедить скептиков, похоже, смогут новые результаты исследований. Учёные обнаружили авторские правки, сделанные рукой, как утверждает директор музея, все-таки самого мастера эпохи Возрождения.
Скрытые изображения были обнаружены в ходе экспертизы, которую провели специалисты лаборатории художественных практик и музейных технологий Уральского федерального университета. Музейные работники предоставили им два десятка полотен самых разных художников. После рентгеносъёмки тайное стало явным. Выяснилось, например, что дама, позировавшая Владимиру Боровиковскому, изначально выглядела совсем не так скромно.
- Эта дама, уже в возрасте, она была изображена в декольтированном платье. И это платье с декольте очень чётко читается на рентгеновском снимке. Ну и мы видим на даме чепчик кружевной, его не было раньше, - прокомментировала Марина Агеева - директор Нижнетагильского музея ИЗО.
Как зовут эту даму и почему она решила сменить платье, пока остаётся загадкой. Но в музее предполагают, что правки внесли по настоянию ревнивого мужа. Подробности ещё предстоит выяснить. Но, пожалуй, больше всего тайн хранила картина Франца Хайца. На полотне - знаменитый библейский сюжет с младенцем Моисеем. Оказалось, что во время работы над картиной художник испытывал настоящие муки творчества, меняя положение, жесты и выражение лиц персонажей. Больше всего досталось дочери фараона.
- Мы обнаружили, что у дочери фараона три лица, потому что она первоначально смотрела на ребёнка. Затем изменение у служанки в жёлтом, она смотрела с вожделением, с радостью на дочь фараона, - рассказала Елена Ильина - заместитель директора по науке Нижнетагильского музея ИЗО.
По словам музейных работников, главной целью исследований было развеять мифы и доказать подлинность работ. Раньше подобные исследования были единичны и проводились в Москве. В Нижнем Тагиле сканирование и рентгеносъёмку коллекции картин провели впервые. Результаты уже назвали маленькой сенсацией. В музее утверждают, что настроены на дальнейшее сотрудничество с учёными и уже присмотрели еще несколько загадочных картин.