Николай Смирнов
«Разговор с Главным». Сегодня в студии Четвертого канала - министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов. Вопросы задает Иван Иванов, ведущий Новостей Четвертого Канала. Разговор пойдет о реализации национального проекта «Жилье и городская среда».
_________________________________________________________________________________
Николай Борисович Смирнов, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области, 52 года. Окончил УГТУ-УПИ. Кандидат химических наук. Химик в четвертом поколении. Служил в армии, в танковых войсках. Работал младшим научным сотрудником в институте электрохимии УРО РАН в Екатеринбурге. В начале 2000-х годов занимал пост начальника отдела энерго- и ресурсосбережения научно-технической политики Министерства промышленности, энергетики и науки Свердловской области.
В ноябре 2011 года назначен на пост Министра энергетики и ЖКХ Свердловской области. Николай Борисович любит читать исторические книги. Наизусть знает таблицу Менделеева. Садовод.
___________________________________________________________________________________
Иванов: С 2017 года в Свердловской области идет масштабная и целенаправленная работа по формированию комфортной городской среды. Что-то изменилось за эти два года, с 2017 по 2019?
Смирнов: За это время уже благоустроено более четырехсот территорий.
Это и общественные территории - парки, скверы, набережные. Это и дворовые территории. Почти половина из этих четырехсот – это дворовые территории. И жители увидели, как постепенно меняется жизнь вокруг них. И что немаловажно, что за это время увеличилось и число муниципальных образований, которые участвуют в этой программе. Если в первый год это было 33 муниципалитета, в этом году уже 51 муниципалитет, то есть география реализации национального проекта (с этого года это национальный проект «Жилье и городская среда») охватывает все большие и большие территории.
Иванов: Я знаю, что на следующий год это будет уже 61 муниципалитет.
Смирнов: В настоящее время заявки подали даже уже 62 муниципалитета. Сейчас идет отбор, и мы рассчитываем, что число участников будет с каждым годом увеличиваться.
________________________________________________________________________________
Для справки:
Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда»
Основные цели и показатели федерального проекта на период c 2019 по 2024 год:
- благоустройство не менее 31 000 общественных территорий;
- повышение индекса качества городской среды на 30 %;
- сокращение количества городов с неблагоприятной средой в 2 раза;
- увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды до 30 %.
Всего на эти цели из федерального бюджета будет выделено 269,3 млрд рублей, средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составят 29,3 млрд рублей.
В рамках федерального проекта ежегодно проводится Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Каждый год 80 победителей конкурса получают 5 млрд рублей на реализацию проектов благоустройства.
В 2019 году Минстроем России была разработана и утверждена методика формирования индекса качества городской среды. Индекс будет рассчитываться ежегодно для каждого города Российской Федерации и будет публиковаться Минстроем России.
_______________________________________________________________________________
Иванов: Целевые показатели реализации программы на этот год уже можете какие-то озвучить? Как мы идем? С опережением графика? Не успеваем, может быть?
Смирнов: На сегодняшний день можно констатировать, что те контрольные параметры, которые установлены национальным проектом для Свердловской области, перевыполнены на 40 %.
Тем не менее у нас работы по ряду территорий еще продолжаются, и мы планируем, что еще порядка 10 общественных территорий и дворовых территорий до конца текущего года будут завершены. Сейчас уже идут работы, которые, можно сказать, всесезонные: это установка систем освещения, скамеек, малых архитектурных форм и так далее.
Иванов: Благодаря чему удалось сделать такой скачок? То есть, на 40 % - это почти вполовину перевыполнить норму. Как это Вам удалось?
Смирнов: Во-первых, это увеличение финансирования со стороны федерального бюджета. Второе - это то, что весь объем, который был необходим для софинансирования доли федеральной, был предусмотрено в областном бюджете. Губернатором Свердловской области Евгением Владимировичем Куйвашевым была четко поставлена задача – весь требуемый объем софинансирования в обязательном порядке закладывается в областной бюджет. И третий момент: при благоустройстве дворовых территорий обязательно софинансирование жителей. Так вот, жители уже поверили этой программе и готовы были, и не только готовы, они и осуществляли софинансирование не только в рамках обязательных 5 %, они софинансировали больший объем. Соответственно, тем самым давали возможность реализовывать мероприятия
и на соседних дворовых территориях.
______________________________________________________________________________
Для справки:
из паспорта регионального проекта «Формирование комфортной городской среды на территории Свердловской области»:
Реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) муниципальных образований, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды. Ежегодно на территории муниципальных образований будут:
- улучшены условия жизни граждан в муниципальных образованиях за счет создания качественных и современных общественных пространств, формирования новых возможностей для отдыха, занятия спортом, самореализации людей;
- приведены в нормативное состояние общественные территории в муниципальных образованиях;
- созданы механизмы вовлечения в муниципальных образованиях граждан в решение вопросов городского развития, в том числе повышения «чувства хозяина» не только в собственном доме (квартире), но и городе или ином населенном пункте, где проживает человек (за счет вовлечения в процесс отбора перечня мероприятий для реализации, подготовку и реализацию проекта и иное);
- улучшено общее социально-экономическое состояние муниципалитета;
- созданы новые возможности для развития предпринимательства, туризма,
- сохранены и восстановлены исторические территории муниципалитетов;
- повышен индекс качества городской среды конкретного муниципалитета;
- сокращено количество городов с неблагоприятной городской средой;
- увеличено количество граждан, вовлеченных в решение вопросов городского развития. Отказ от финансирования мероприятия при принятии решения отказа от его реализации невозможен
_______________________________________________________________________________
Иванов: Недавно на съезде «Единой России» шла речь о контроле за реализацией нацпроектов. Каким образом ведется этот контроль и насколько учитывается мнение общественности?
Смирнов: Действительно, Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным на съезде «Единой Росси» была поставлена задача осуществлять общественный контроль, в том числе и силами членов «Единой России» за реализацией национальных проектов, один из таких проектов – это «Жилье и городская среда». В Свердловской области с 2017 года функционирует межведомственная комиссия, которую возглавляет Губернатор Свердловской области. В состав этой межведомственной комиссии, кроме представителей органов исполнительной власти, входят представители и общественных организаций, «Единой России», ОНФ, общественных организаций, которые охватывают в своих рядах архитекторов, то есть тем самым максимально широко рассматриваются этот проект. Но что более важно: у нас как
в Законодательном Собрании, так и в органах местного самоуправления созданы общественные советы, которые включают в себя представителей общественных организаций, повторюсь, «Единой России», «Народного фронта», организаций, осуществляющих поддержку инвалидов
и иных маломобильных групп граждан, которые осуществляют контроль за реализацией
этих проектов в каждодневном режиме. Насколько эта среда, которая образуется, доступна
для жителей, насколько качественно выполняются те или иные работы. И самое главное
в случае наличия недостатков, они обращаются к органам исполнительной власти, либо органам местного самоуправления, которые являются заказчиками этих работ, о немедленном устранении этих замечаний, и их мнение является в этом случае решающим.
Иванов: Насколько немедленно это все происходит? Вы сказали, что довольно быстро.
Предположим, общественная организация, которая смотрит, удобно ли инвалидам,
передвигаться по вновь созданному ландшафту и так далее. Им что-то не нравится,
они соответствующую заявку оставляют. Реакция насколько быстрая?
Смирнов: Во-первых, я хочу отметить положительную роль, что органы местного самоуправления как заказчики, моментально реагируют на эти замечания. Это мы видим потому, что количество обращений в министерство, как в орган, который контролирует реализацию этого проекта, оно минимально. Из этого можно свидетельствовать, что все замечания устраняются на местах. Второй момент. Нужно отметить, что многие вопросы были сняты на стадии проектирования. Поскольку проекты и общественных территорий и дворовых перед тем, как был объявлен конкурс, проходили обсуждения среди жителей и, если были какие-либо нюансы, которые необходимо было устранить, они устранялись еще на стадии проектирования или даже эскизов. Конечно, бывают случаи, когда не все так гладко. Мы прекрасно знаем, что, к сожалению, не удается, достичь 100-процентной эффективности.
Вот пример – сквер возле Оперного театра. Как бы ни хорошо мы делали во многих других муниципалитетах, общественная территория в центре Екатеринбурга, к сожалению, такой штришок отрицательный дает, но с учетом того, что контракт еще не завершен (он завершается
в первых числах декабря), мы рассчитываем, что подрядчик завершит работы в этом году,
и эта общественная территория откроет свои двери для жителей и гостей города.
Иванов: Что будет с подрядчиком, если не успеют к этому сроку?
Смирнов: Здесь муниципальный контракт, муниципалитет будет обязан выставить штрафные санкции.
Иванов: Насколько они серьезны? Боятся или нет подрядчики?
Смирнов: Да, финансовые… Во-первых, не будет заплачен тот объем средств, который запланирован на работы, которые выполнены некачественно, они не будут оплачены.
Второе – штрафные санкции достаточно серьезные, и они могут превышать даже 15-20 %
от суммы контракта совокупной. И третий момент – это то, о чем мы с Вами говорили,
это гарантийные обязательства. В течение трех лет подрядчик будет обязан за счет своих собственных средств устранять те замечания, которые выявлены. Как пример могу привести, что уже сейчас Администрация города выставила штрафные санкции подрядчику более, насколько я знаю, 12 миллионов рублей, а по-моему, сейчас уже приближается к 16 миллионам рублей, за повреждение тех деревьев, которые росли в этом сквере и которые не планировались для замены на новые насаждения. Я думаю, по остальным направлениям такая же работа будет проведена.
Иванов: Это очень серьезно, а самое главное, это правильно. Если не пугать штрафами, то никто и не будет соблюдать все условия контракта.
Смирнов: И все-таки мы рассчитываем, что подрядчики, которые дальше будут работать,
они будут работать не за страх, а за совесть перед тем, что они делают территории для жителей, которые живут же среди нас… Это же подрядчики не из других регионов.
Иванов: Николай Борисович, это же некая моральная составляющая, но, так или иначе, мир
в определенной степени держится именно на боязни ответственности.
Смирнов: Согласен, меч над головой всегда…
Иванов: Все правильно.
Смирнов: Стимулирует.
Иванов: Просто, таким образом, не может сложиться, что подрядчики будут настолько запуганы, что не захотят выполнять подобные работы.
Смирнов: Работай хорошо, и нечего бояться.
Иванов: Согласен. Хорошо. Работа по благоустройству дворовых территорий. Давайте поподробнее на этой теме остановимся. Что уже сделано, и что еще нужно успеть до конца этого года? Каким образом, вообще эта работа выстраивается? Именно по дворовым территориям.
Смирнов: В настоящее время работа по дворовым территориям уже завершена. Сейчас
во всех муниципалитетах, которые планируют участвовать в программах следующих лет,
идет отбор и согласование с жителями тех проектов, которые будут реализовываться.
В настоящее время эти заявки находятся в министерстве и в жилищной инспекции, которая проверяет достоверность протоколов, то есть то, что жители действительно согласны
с реализацией этой программы, согласны софинансировать и так далее. Я думаю, что до конца года мы уже определим все те дворовые территории, и общественные тоже, которые будут благоустраиваться на следующий год.
Иванов: А до какого времени можно еще подать заявку? Или уже все, сбор закончен?
Смирнов: На будущий год сбор заявок завершен. Сейчас уже жителям необходимо задуматься:
а хотим ли мы в дальнейшем участвовать? Если жители хотят участвовать в программах
21-22 и последующих годах, надо проводить общие собрания жильцов, надо принимать совместное решение, потому что это самое трудное, потому что одни жители хотят спортивную площадку, другие жители хотят заасфальтировать весь двор, чтобы была стоянка для машин, третьи хотят, чтобы было скамеечек побольше, четвертые говорят, что нам скамеечки не надо,
и, вот это самое сложное, выбрать общее решение от дома.
Иванов: А каким образом само согласование происходит с жителями? Собираются где-то
в одном месте, показывают эскиз, проект и начинается все это обсуждение или как?
Смирнов: Даже идет несколько больше снизу, эскиз рисуют сами жители, что они хотят
и на общем собрании жильцов уже принимают решения. Мы хотим это? Если жители говорят «да», то дальше управляющая компания из эскиза делает проектно-сметную документацию, выносит на общее собрание жильцов и говорит, да, ваше желание видеть такой двор стоит столько-то денег. Вы должны софинансировать, могу сразу сказать, на следующий год 5 % – это на 4 основных вида, это покрытие, то есть асфальтирование, озеленение и так далее, освещение, скамеечки, урны и 20 % –это на какие-то дополнительные виды, что захотят. Жители говорят:
да, мы готовы эту долю софинансировать, оформляется протоколом, плюс жители говорят,
что мы согласны потом, чтобы управляющая компания взяла или ТСЖ на обслуживание благоустроенный двор, потому что, а кто будет дальше это все содержать?
Иванов: Правильно. Просто многие почему-то об этом не думают и по старинке считают,
что именно государство должно все это содержать.
Смирнов: Да, приходят такие письма. Да, спасибо за красивый двор, но нам ежегодно надо возить песочек, подкрашивать горки и так далее. Ну, еще раз говорю, дальше на эксплуатацию берет управляющая компания и по статье «содержание жилья», то есть за счет платы жителей
это все поддерживается.
Иванов: Это все в сумму вписывается. Главное, что они об этом уведомлены. Особенно, кто, скажем так, в отдаленных территориях находится, потому что для них это все равно определенная бюрократическая процедура, и это не всегда согласовано.
Смирнов: Да, это все принимается решением общего собрания жильцов и это обязательный пункт, который прописан.
Иванов: Николай Борисович, губернатор неоднократно подчеркивал, что «качество жизни людей должно повышаться повсеместно и современные условия для досуга и отдыха должны быть в равной степени доступны для всех уральцев». Создание комфортной городской среды на самом деле равнозначно как для жителей мегаполиса вроде Екатеринбурга, так и для отдаленных территорий? Нет ли, скажем так, немного неравного отношения к отдаленным территориям.
Смирнов: Однозначно могу сказать – нет. У нас одинаковые критерии выделения средств
на те или иные общественные либо дворовые территории, и я бы даже так отметил, что есть такая тенденция, что жители как раз сельских территорий, небольших городов, они с большей,
я бы не сказал благодарностью, с большей радостью воспринимают те проекты, которые реализуются на их территориях. Поэтому в этом году у нас реализованы проекты: в Режевском районе – в селе Глинское, в Ачитском районе – в Михайловском, небольшой город, в более крупных городах, таких как Карпинск, Волчанск, Краснотурьинск, Серов. Переходим к большим городам. Это Первоуральск, это Каменск-Уральский, это Нижний Тагил. В Екатеринбурге огромное количество дворов благоустроено, набережная сделана, начались работы по Зеленой роще, которые в следующем году будут продолжены. Нас охватывает все виды населенных пунктов, сельских и городских, рабочие поселки. В Бисерти, например, тоже сделана прекрасная набережная со сквером. Но, еще раз повторюсь, здесь инициатива должна идти и от жителей,
и администрации. Каждый год администрациями муниципалитетов, в первую очередь городов, проходят отбор заявок жителей на благоустройство тех или иных территорий. А в последующем жители говорят, а почему у нас не благоустраивается такая-то территория? Оказывается, а от жителей не было заявки, на то, чтобы рассмотреть эту территорию. Поэтому, я обращаюсь ко всем жителям. Если вы хотите благоустроить ту ли иную территорию, во время рейтингового голосования и сбора заявок администрациями, надо проявлять активность вам, вашим соседям, окружающим, и тогда однозначно, территории и дворы возле вас будут благоустроены.
Иванов: Николай Борисович, если заявок станет больше, денег на всех хватит?
Смирнов: Обещать, что за два-три года все будет благоустроено, это не так.
Мы прекрасно понимаем, что это долгая программа. В первую очередь она нацелена на благоустройство общественных территорий, то есть то, за что несут ответственность органы местного самоуправления, на эти территории будет сделан основной акцент. Но и дворовые территории, то, что в первую очередь видит житель, свердловчанин, не только екатеринбуржец, свердловчанин – житель Свердловской области, выходя из подъезда – это двор. Поэтому
это направление также будет поддержано. И губернатор Свердловской области сказал, даже если прекратится финансирование после завершения национального проекта в 2024 году,
хотя почему-то я уверен, что оно не прекратится, даже в этом случае, губернатор четко сказал,
что мы будем продолжать эту программу за счет средств областного и местного бюджета.
Иванов: Прекрасно звучит. Николай Борисович, какие-то самые яркие примеры, которыми
Вы больше всего гордитесь в городах, благоустройства дворов. Я вот знаю, что
в Краснотурьинске набережная сейчас новая?
Смирнов: Да, есть несколько проектов, которые очень интересны. Они самобытны. Но мне нравится, когда в муниципалитетах есть комплексный подход к благоустройству большой территории. Здесь бы я выделил, в первую очередь, два города: это Краснотурьинск
и это Каменск-Уральский, где действительно в рамках объединения финансирования
по нескольким программам, преображается город. Ну, например, возьмем, если город Краснотурьинск. За счет программы комфортной городской среды, благоустроена шикарная набережная. За счет программы капитального ремонта многоквартирных домов отремонтированы фасады и кровли всех домов, выходящих на эту набережную. А за счет ремонта улиц, то есть это идет даже по программе другого министерства, полностью реконструирована дорога, которая идет параллельно набережной. В Каменск-Уральском сейчас завершаются работы по площади с фонтаном по программе комфортной городской среды, за счет программы ремонта домов отремонтированы фасады и кровли всех домов, которые окружают полукругом эту площадь. Это сразу другое впечатление. Если говорить про объекты, я не могу сказать, что произвело на меня большее впечатление. На меня большее впечатление произвело отношение жителей, когда приезжаешь, и они выходят на открытие либо просто вечером гуляют по этому парку, видно, насколько им комфортно и приятно находиться в этом пространстве. Вот это большее впечатление произвело.
Иванов: Я почему спросил про Краснотурьинск? Я сам оттуда родом. Я там очень долгое время жил. Но, когда еще учился в школе, переехал и, скажу честно, раньше город был довольно серый. То есть, он такой довольно..
Смирнов: Рабочий был..
Иванов: Да, может, не депрессивный, но довольно унылый. Два года назад было. Сейчас новую набережную, к сожалению, еще не видел, но уже два года назад облик города изменился на самом деле. Спасибо Вам большое!
Смирнов: Советую Вам и всем свердловчанам посетить Краснотурьинск летом следующего года, и вы увидите, как поменялся облик.
Обновленная набережная Краснотурьинска
Иванов: Скоро конец года, на какой стадии программа Капитального ремонта? Все ли мы успели в этом году отремонтировать, как все продвигается?
Смирнов: На сегодняшний день можно констатировать, что осталось несколько видов работ
в семи многоквартирных домах из почти полутора тысяч, которые были в плане этого года.
С уверенностью можно сказать, что программа не только выполнена, но и перевыполнена, потому что в настоящее время ведутся работы по программе 2020 года. Уже ведутся
даже конкурсные процедуры на проектирование работ на 2021 год, которые будут выполняться. То есть та задача, которая была поставлена губернатором Свердловской области – ввести плановый круглогодичный ремонт - она дает свои плоды.
Иванов: Не боитесь, что вот сейчас с опережением графика идете, а потом скажут вам, раз вы так хорошо идете, давайте мы поставим вам следующий год планочку чуть повыше. Успеете в таком случае?
Смирнов: Могу с уверенностью сказать, что, учитывая объем тех средств, которые фонд капремонта собирает за счет собственников жилья, реально делать на 15-20% больше. Подрядные организации научились работать, Фонд научился выстраивать правильную систему, поэтому, я уверен, что готовы выполнять и дополнительные работы.
Иванов: Как раз хотел спросить про подрядные организации. Вы сейчас упомянули, что уже наладили взаимоотношения с ними, потому что раньше, когда еще работа была не совсем выстроена, были нарекания по выполнению работ. Многие жители жаловались на то, что после себя строители не выносят мусор, какие-то работы были сделаны не очень хорошо. Как Вы стали контролировать подрядные организации, что они таким чудесным образом научились работать?
Смирнов: Первое – это постоянный диалог, то есть мы убедили не только руководителей этих подрядных организаций, ведь надо работать именно с мастерами и рабочими, которые приходят в квартиры. Они должны были осознать, что им платит деньги не Фонд, не правительство Свердловской области, им платит деньги житель той квартиры, куда они заходят, поэтому и отношение к жителю, к собственнику этого помещения должно быть соответствующее.
Нам удалось переломить эту тенденцию, когда было такое отторжение между жителями и подрядной организацией. Сейчас это диалог, и когда возникают какие-то вопросы,
они уже совместно даже их решают. Где-то провести даже текущий ремонт в квартире, еще что-то, эти вопросы снимаются. Да, трехлетний срок, который дается подрядным организациям вхождения в реестре, он истек. В настоящее время мы провели новый набор подрядных организаций, которые будут с 2021 года осуществлять капитальный ремонт. Я думаю, тот опыт, который получили и мы, и фонд, я имею в виду Министерство энергетики и ЖКХ,
и Фонд капитального ремонта, и жители, позволят относительно безболезненно работать и с новыми подрядными организациями, которые будут в этом реестре.
Иванов: А новых много подрядных организаций или все-таки большинство старых осталось в этом реестре?
Смирнов: Пока еще мы закончили только вчера прием заявок. На сегодняшний день можно констатировать, что более 70 подрядных организаций заявились. В текущем году ремонт осуществляло 54 подрядные организации, поэтому…
Иванов: А это много или мало?
Смирнов: В целом, это достаточно для того объема ремонтов, который есть.
Но, к сожалению, мы видим, к примеру, в Екатеринбурге и муниципалитетах много желающих работать. В Екатеринбурге в самом не так много, потому что здесь более жесткий контроль со стороны жителей, понятно, здесь - близость и Фонда постоянного контроля. Также и есть проблема, что не всегда у нас с первого раза состоялись конкурсы по отдаленным территориям, это на востоке и на севере.
Иванов: С чем это связано, почему?
Смирнов: Здесь большая логистика и не всегда организации просчитывают экономику, говорят, что не всегда эффективно, например, в Гарях, один дом ремонтировать. Это мы тоже учитываем при организации конкурсных процедур, мы смотрим, чтобы были, допустим, в одном блоке, например, два-три муниципалитета, если там по одному дому, чтобы обеспечить проведение капитального ремонта и в том числе удаленных территорий.
Иванов: Ремонтные работы, которые сейчас будут выполняться зимой, они какие? Летом понятное дело, мы там подкрасили фасад, поменяли все, что можно. А зимой какую работу можно проводить?
Смирнов: По большому счету в зимнее время нельзя выполнять ремонты только по фасадам
и отмосткам. Все остальные ремонтные работы в зимний период времени
с теми или иными ограничениями выполнять можно. Даже систему отопления можно менять при температуре воздуха до –20 градусов при условии, что если не весь дом отключается от отопления, а постоячно - это отключился один стояк, заменили, подали тепло, следующий. Таким образом, мы, конечно, не форсируем ремонт системы отопления в зимний период времени, но по остальным работам как раз самое время их проводить, особенно ремонты на кровлях, когда в зимнее время, естественно, дождей нет, вероятность, что будут затоплены квартиры практически нулевая. При соблюдении условий, что закрывать пленкой, чтобы снег не попадал на перекрытия, зимнее время - самое оптимальное.
Иванов: И последний вопрос по лифтам. Я знаю, что в последний год мы поставили рекорд по количеству замены лифтового оборудования. В 2019 и 2020 году что с лифтами будет у нас
в домах?
Смирнов: Губернатором Свердловской области поставлена задача в ближайший трехлетний период в полном объеме завершить ремонт лифтового оборудования, которое исчерпало свой 25-летний ресурс. Для этого надо будет заменить почти 1600 лифтов, большая часть из них, подавляющая часть из них, находится в Фонде капитального ремонта. И я могу с уверенностью сказать, что через три года мы перейдем на плановый ремонт лифтового оборудования.
Но те дома, которые выбрали спецсчет, здесь обращаюсь к жителям, это ваше право было выбрать, но теперь ваша обязанность своевременно провести ремонт лифтового оборудования. Если вдруг вы видите, что у вас не хватает финансовых средств, либо квалификации, подумайте, может быть лучше перейти в Фонд, чтобы, действительно Фонд уже привлек средства для ремонта лифтового оборудования. Потому что 1 февраля 2024 года все лифты старше 25 лет
не будут эксплуатироваться, они встанут.
Иванов: Да, но это же еще очень затратная статья, как минимум на один лифт..
Смирнов: Да, один лифт – это от двух миллионов рублей, поэтому, действительно, …
Иванов: Стоит подумать.
Смирнов: Мы через Фонд капитального ремонта проводим по схеме ускоренной замены лифта, то есть с рассрочкой платежа на три года подрядным организациям, и это позволит все лифтовое оборудование в домах, которые находят в Фонде, заменить за этот период времени.