Манси 21 века
Гуманитарную помощь отрезанным от цивилизации поселениям манси привезли путешественники из Екатеринбурга. О манси двадцать первого века - специальный репортаж Елены Поморцевой.
В тайгу путешественники приехали с огромными баулами - на туристической базе сортируют вещи - одежду, игрушки, продукты. Все собрали в Екатеринбурге, чтобы доставить в отдаленные поселения малого коренного народа манси.
- Те же самые сладости они видят раз в пол года... им ехать до города далеко, да и денег особых нет, а для нас это только за радость видеть детские улыбки – рассказывает член клуба экспедиций "Дикий Север", Дмитрий Зиновьев.
Вещи укладывают в сани. Заводят снегоходы. Добраться до мансийских поселков - настоящее приключение. Более полусотни километров - по таёжным тропам.
Первый пункт назначения - поселок Ушма. По берегам Лозьвы стоят два десятка деревянных избушек. Путешественников встречает местный житель Валерий. Пока выгружаются вещи, рассказывает о наболевшем. Эти дома для манси несколько лет назад возвели по инициативе властей.
- В этих избушках в мороз топишь печку, а утром вода в ведре может льдом покрыться, представляете какая температура - очень холодно в избушках.
Зимой морозы опускаются до минус сорока пяти. Стены сквозят, печки рассыпаются. Поэтому теплым вещам здесь особенно рады. Валерий соглашается проводить путешественников до другого мансийского поселка - Тресколье. Рискуя жизнью, приходиться двигаться по реке. Лед уже тает.
Тресколье еще несколько лет назад было крупной мансийской деревней. С населением в полсотни человек. Сегодня здесь живут всего пятеро. Манси ушли после лесных пожаров 2010- го - тогда огонь уничтожил половину домов в поселении. Оставшиеся живут за счет охоты.
Мясо, грибы, ягоды на мансийском столе всегда в избытке. А вот сахар, конфеты и макароны - большая редкость. Подарки из Екатеринбурга скромно принимает и соседка Александры - Светлана. Женщина говорит, в магазин удается выбраться всего раза два за год.
Сейчас в Ивдельском районе проживает порядка шестидесяти манси. Их количество сокращается год от года. Целые поселки исчезают на глазах.
Этот поселок называется Суеватпауль. Превратился в руины. Сложно поверить - но в середине прошлого века помимо жилых домов, здесь был магазин, школа и библиотека. Советские документалисты с энтузиазмом рассказывали о райской жизни уральских манси.
Тогда манси занимались не только охотой - еще оленеводством. У деда Валерия Анямова была почти тысяча оленей. Упадок промысла наступил после того, как советская власть раскулачила манси. Участники экспедиционного клуба "Дикий Север" убеждены: помочь малому коренному народу манси может развитие этнографического туризма.
- Хотим сделать маршрут, который будет в себя включать посещение перевала Дятлова на оленях. У манси нет оленей сейчас, и они о них очень мечтают. Мы закупим оленей в Саранпауле и привезем их в Ушму - рассказывает руководитель клуба экспедиций "Дикий Север" Евгений Свитов.
В самой Ушме к идее относятся настороженно. Об оленеводстве нынешнее поколение манси знает лишь по рассказам предков. Да и к вниманию местные жители не привыкли. К подаркам осмелились подойти лишь после того, как путешественники уехали.