По улицам Эрмитажа
Проспект Фламандской живописи, площадь Да Винчи. Мы начинаем серию специальных репортажей из Санкт-Петербурга.
Эти фрески называют "Библией Рафаэля". Такие же образы украшают стены Ватикана. Эрмитаж тоже можно назвать городом в городе. В петербургском мегаполисе искусств более трёх миллионов жителей - живописных полотен, скульптур, предметов старины. Журналистов ведут по одной из главных улиц района эпохи Возрождения.
С первых полотен Рафаэля Санти начинается большое путешествие. Знаменитая "Мадонна с младенцем", за ней "Святое семейство". Это единственные работы Санти, сохранившиеся в Эрмитаже после большой распродажи в 30-х годах прошлого века. За поворотом - проспект Фламандской живописи. Словно городская ярмарка - огромные полотна с натюрмортами Франса Снайдерса.
Обойти Эрмитаж за день невозможно: общая площадь более двухсот тысяч квадратных метров. Туристы устают уже после посещения третьего зала. Для отдыха - диваны с видом на полотна.
Самая большая очередь выстроилась к картине Леонардо да Винчи. Увидеть небольшое полотно с крайних рядов невозможно, туристы терпеливо ждут. Экскурсовод говорит скромно: в Эрмитаже "всего" две картины гения.
Ещё одна Мадонна уже в других красках. В более позднем полотне Леонардо использует спокойные, нерезкие тона. В соседнем зале - след трагической истории. Даже на улицах Эрмитажа появлялись вандалы: в 80-х один из туристов получил шесть лет заключения в клинике для душевнобольных за покушение на "Данаю".
- В 1985 году душевнобольной человек облил ее кислотой и нанес два удара ножом, картину реставрировали в течении 12 лет.
Экскурсовод немного растеряна - как показать Эрмитаж за один час?
А в планах - Русский музей. Здесь журналистов заставляют надеть бахилы, а у телеоператоров забирают штативы - на старинном паркете не должно остаться ни царапины.
Гордость Русского музея - зал Брюллова и Айвазовского:
- Айвазовский написал свыше 6 тысяч морских пейзажей. Самая знаменитая картина – «Девятый вал».
Продолжают эстафету настоящих "звёзд" русской живописи "Витязь на распутье" Васнецова, "Явление Христа народу" Иванова, "Последний день Помпеи" Брюллова. Прощаясь с журналистами, экскурсовод Русского музея огорчается, что о многом не успела рассказать гостям: в здании Михайловского дворца собрана тысячелетняя история русского искусства.