Алапаевская узкоколейка
Чтобы десять часов подряд слушать стук колес, сюда приезжают туристы со всей России. Алапаевская узкоколейная железная дорога связывает уральские дебри с цивилизацией.
Словно игрушечный - тепловоз и всего два пассажирских вагона поданы на единственный путь. Пассажиры занимают места, начинается путешествие в уральские дебри. Алапаевская железная дорога - самая протяженная узкоколейка в России. Полторы сотни километров через тайгу в труднодоступные поселки Свердловской области. За романтикой на узкую колею приезжают туристы со всей страны.
Историю узкоколейки туристам рассказывают еще до отправления. В здании депо организовали музей. Старые фотографии, рельсы, макеты паровозов. Первый поезд по этой железной дороге прошел в 1898 году. Построили ее для нужд алапаевского железоделательного завода.
В советское время по алапаевской узкоколейке возили уже не уголь, а лес. Более миллиона кубометров в год. Тогда железную дорогу обслуживали две с половиной тысячи человек. Сегодня всего сто. После перестройки закрылись леспромхозы, узкая колея начала приходить в негодность. Чтобы преодолеть149 километров, эти туристы 10 часов будут слушать стук колес. Больше30 километровв час состав не разгоняется. Опасно.
Сегодня по этим рельсам ходят только пассажирские составы. Алапаевская узкоколейка - дорога жизни для обитателей отдаленных поселков - ведь автомобильную трассу туда так и не построили. И дорога приключений для туристов.
- Если вы по широкой колее едете, то слышно только стук стыков. А здесь база вагона шире в два раза. Поэтому когда идет, он раскачивается. И детей особенно это приводит в неописуемый восторг - рассказывает старший научный сотрудник Верхнесинячихинского музейного объединения Олег Костромин.
В Свердловской области это единственная узкоколейная дорога, которую не разобрали и не сдали на металлолом. Каждый, кто работает на алапаевской узкоколейке, надеется, что хорошие времена еще наступят. И на маршрут выйдут не только пассажирские, но и грузовые составы.