Строительству метро 35 лет
35 лет исполняется сегодня главной стройке Екатеринбурга - городскому метрополитену. Наша подземка до сих пор остается самой маленькой в России - всего девять станций. Зато как все начиналось!
Свердловск стал городом-миллионником в 1968 году. А у каждого уважающего себя советского миллионника должно быть своё метро. Совет министров утверждает решение о строительстве только через 11 лет, в 77-ом. Создается дирекция строящегося метрополитена. Её возглавляет Иван Титов.
Его здесь знают все. Иван Титов руководил строительством 9 лет, ещё 22 года - возглавлял сам метрополитен.
- Вообще проект был – метро заканчивалось здесь, на «Чкаловской». Но вот тут должна быть «Бажовская» станция. Её не построили, чтобы к Ботанике пустить быстрее, там микрорайон вырос. А начинали строить - никакой Ботаники там не было! – вспоминает Иван.
Экс-директор привозит нас на станцию Уральская.
Ровно 35 лет назад, 28 августа 1980 года здесь началось строительство свердловского метрополитена. Посреди футбольного поля стадиона "Локомотив", в присутствии будущего президента Бориса Ельцина экскаватор поднял первый ковш грунта.
- Это наш совместный с Венгрией прибор, называется гиротеодолит. Вот как сегодня с GPS производят ориентирование на поверхности, этот прибор дает ориентирование под землей. Определяет точно, где север, где юг, - рассказывает Юрий Пестряков.
В какую сторону копать, а точнее, взрывать скальную породу, рабочим показывал Юрий Пестряков - первый маркшейдер строящегося метрополитена. Уверяет: погрешность этого прибора всего 1 см на 100 метров. Так что хоть сейчас с ним под землю. Открылось метро 26 апреля 1991 года, но без станции Уральской. Вагоны курсировали между «Проспектом Космонавтов», «Уралмашем» и «Машиностроителей». Эти станции строили открытым способом, поэтому сдали быстрее. «Уральская», самая глубокая станция екатеринбургского метро, над которой теперь находятся сразу два вокзала, вошла в строй только через год.
Своим существованием Северный автовокзал Екатеринбурга в некотором роде обязан строительству метро. Здание автовокзала было построено в 1982 году специально для метростроевцев. Там располагались комнаты отдыха, душевые, столовая, администрация. Когда станция «Уральская» была достроена, в этом здании уже не было необходимости. В 2001 году на месте стихийно образовавшейся кассы был открыт официальный автовокзал.
А это уже 1994-й год. Губернатор Эдуард Россель и глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий открывают станцию "Площадь 1905 года".
В планах были ещё две ветки метро, по одной из них, соединяющей ВИЗ и ЖБИ, даже велись проектные работы. Сейчас они заморожены. Ветеранам-метростроевцам за державу обидно.
- После распада СССР мы были самые маленькие по количеству станций и самые короткие по протяженности. В 2005 году появился ещё город с метрополитеном, это Казань. Они заняли последнюю строчку. С той поры Казань активно продолжала строить метро, и сегодня оно занимает 5 строчку, а мы к сожалению только шестую, - говорит главный механик тоннельного отряда №36 с 1994 по 2000 год Анатолий Куликов.
А по количеству станций мы даже седьмые - Екатеринбург пропустил вперед Самару. Зато по перевозке пассажиров наше метро стабильное, четвертое. В среднем подземкой ежедневно пользуется 180 000 человек - восьмая часть жителей города.