Фабрика ковров
От Путина, Росселя и Ельцина теперь отгоняют моль. На родине первого российского президента в селе Бутка мечтают о возрождении знаменитой ковровой фабрики.
Слева - Путин загорелый, справа – Путин бледный. Рядом еще десяток вариантов портретов президента. Все сотканы вручную – в каждом 2 килограмма овечьей шерсти. Рядом с Владимиром Владимировичем - портрет первого свердловского губернатора Эдуарда Росселя. Ворсинки на лицах заботливо расправляет бывший директор фабрики Леолина Упорова – ковровщица с тридцатилетним стажем.
- Самое сложное - это лицо изобразить, не искажая. Тут ведь нельзя изобразить наискосок через клеточку. Чтобы не было вот таких ломаных линий.
- Росселю понравился портрет?
- Думаю да.
- Я не помню такого случая, чтобы мы кому-то сделали, и не понравилось.
В 90-е особой популярностью пользовались тканые портреты Бориса Ельцина, один до сих пор висит в здании сельской управы. Не меньший ажиотаж вызывал ковер, на котором выткан дом первого президента России.
В свои лучшие годы фабрика выпускала больше пяти тысяч ковров в год. Продукция разлеталась по всему Советскому союзу. Из экологически чистой дагестанской шерсти сутки напролет ткали портреты вождя мирового пролетариата, а еще Пушкина, Татищева, разведчика Николая Кузнецова. Пейзажи и иллюстрации к сказкам. За 8 ковров с изображением храма Василия Блаженного московские чиновники подарили фабрике автомобиль Волга. В конце 90-х спрос на ковры ручной работы резко упал, предприятие так и не оправилось после кризиса.
- Еще в начале 2000х на фабрике работали больше сотни станков. Чтобы рассчитаться с долгами по зарплате, буквально за несколько лет оборудование распродали на металлолом. В здании разместился свердловский радиозавод, но и он проработал недолго, уже больше года здание пустует.
На образцы народного творчества сейчас любуется моль. Стряхивать пыль с портретов великих изредка заглядывают бывшие работники. Ковровщики надеются: когда-нибудь им удастся возродить народный промысел.
Недавно правительство России выпустило постановление о восстановлении народно-художественных промыслов. Мастерицы верят, что за фабрику возьмется если не государство, то какой-нибудь частный предприниматель.