Год драматургов
Уходящий 2015-й, объявленный президентом годом литературы, оказался на редкость плодотворным для уральских драматургов. Василий Сигарев получил приз "Кинотавра" за сценарий к фильму "Страна Оз", а на "Любимовку", главный фестиваль драматургии в России, с Урала отправились сразу семеро человек. Подводим итоги драматургического года в Екатеринбурге.
Сразу четыре спектакля в этом году поставила Светлана Баженова. Она не училась режиссуре, Николай Коляда научил только писать пьесы. Но молодой драматург идёт по стопам мастера. Первый блин оказался не комом - спектакль о застенчивом математике, живущим с мамой, сходу поразил московских критиков. "Как Зоя гусей кормила" входит в лонг-лист самого престижного театрального фестиваля "Золотая маска"
А следом другие премии - пьеса Баженовой "В душе хороший человек" входит в программы конкурсов "Ремарка" и "Первая читка". И выходит в финал международного конкурса "Евразия".
- Я думаю, что две основные темы у меня… Чаще всего говорю про одиночество и про совесть – это больше всего меня волнует. В современном мире стало, будто в ней нет необходимости. Ничего же не будет теперь, если ты бессовестный человек. Это даже модно, - объясняет драматург Светлана Баженова.
Драматург Василий Сигарев в год литературы получает главный приз на «Кинотавре» за лучший сценарий. Фильм "Страна Оз" критики назвали "анти-ёлками". Уральскому драматургу надоели искусственно-радужные новогодние комедии и тривиальные отечественные мыльные оперы.
- Народ не стремится, народу впихивают это насильно, потому что, в принципе, даже если взять зарубежные сериалы высокого качества, народ их тоже любит. И эти сериалы, они достаточно умные. И народу хочется такого кино. А то, что люди там делают некачественную продукцию, с некачественной драматургией и просто скармливают это людям - это на их совести, - считает драматург Василий Сигарев.
Год литературы оказался по-настоящему запоминающимся для уральских драматургов. В Москву, на главный фестиваль драматургии, с Урала отправились сразу семь человек. Арт-директор "Любимовки", драматург Михаил Дурненков, называет уральскую школу главным поставщиком хороших пьес:
- Роль Коляды переоценить сложно, потому что он, действительно, главный поставщик драматургических кадров. Никто так целенаправленно, как он, не занимается взращиванием талантов от драмы. Драматургов такого количества и качества, как Коляда, не выпускает никто.
Для Таи Сапуриной это уже вторая победа на Любимовке. В этом году из пятисот заявок в тридцатку лучших вошла пьеса "Моя старость".
История собрана из мельчайших деталей разных эпох и поколений. Для написания пьесы Тая брала интервью у своей бабушки и листала подшивки советских газет:
- Я просто люблю докапываться до мелочей, мне кажется мелочи - это самое важное в этой жизни. Если ты точен в мелочах, то ты точен в чем-то целом. Быть честным - это важно.
Екатерина Гузёма написала монопьесу "Вся правда о моём отце", в родном Екатеринбурге она не вошла даже в лонг-лист Евразии. Зато исповедь ребенку, которому так и не суждено родиться, высоко оценили в Москве.
Пьеса Артёма Головина "Семена" вызвала у публики Любимовки вопрос – правда ли, что автор учился у Коляды. Эстетика молодого автора резко отличается от того, что критики когда-то прозвали "обочиной жизни":
- У меня «обочина жизни» тоже есть, она наверно не такая... ну не так серьезно... то есть, мне нравится про реальных людей, про маленького человека, но об этом серьезно рассказывать как-то, на мой взгляд, сейчас немного глупо. Потому что это уже много раз повторяется. Люди, сколько можно говорить про бухающих людей, об этом уже сотни раз говорили.
Но всё же, остаётся главное, что объединяет драматургов уральской школы: как молодых, так и мэтров.
- Это гуманизм, они как-то во главе всего ставят маленького простого человека, живого человека, его чувства, его мысли, его ценности. С одной стороны он песчинка, с другой – неповторимый, - объясняет драматург Анна Батурина.
Редактор литературного журнала "Урал" Олег Богаев в этом году прочел сотни пьес молодых авторов. Драматург отмечает - хоть как-то обратить на себя внимание очень сложно.
- Общий поток очень большой. Если бы я жил сегодня, я бы пьесы не писал. Потому что я не из тех людей, которые стоят в очереди у кассы, я бы смутился и ушел. Сегодня очень много пьес, иногда теряешься, читаешь пьесу и не дочитываешь до середины, потому что ты знаешь, что будет дальше, - говорит Олег Богаев.
Год литературы принёс уральским авторам награды, но вот до материальных благ дело так и не дошло.
- За искусство вообще в этом мире мало платят. Поэтому я мою пол в Коляда-театре. Ну и работаю в ЦСД. ЦСД подкармливает драматургов, - говорит драматург Тая Сапурина.
Светлана Баженова знает: лучший способ увидеть свою пьесу на сцене - поставить самому. В роли режиссера намерен выступить и Олег Богаев. А Василий Сигарев уже готовится к победам в новом году, объявленным годом кино. Режиссёр планирует снять фильм про зомби.