Итоги недели
Георгиевские ленточки или гвардейские, носить их или не носить, что такое правильный патриотизм,репортаж из секретного института покажем, а начнем с субботников. Общегородские субботники продолжаются. Евгения Чарсова - о том, кто, где и как прибирался.
Под песни восьмидесятых и работа спорится. Сотрудники областного правительства и депутаты сегодня с граблями и лопатами с самого утра.
Большой субботник на территории госпиталя ветеранов войн. Группу в "синих куртках" в политике и на уборке возглавляет руководитель свердловского отделения "Единой России" Виктор Шептий.
Территорию госпиталя в порядок приводят около сотни человек. За час собирают несколько десятков мешков с мусором и отправляются в сад. Есть здесь такая традиция - каждый год сажать деревья.
За посадку молодых деревьев сегодня отвечает почти весь кабинет министров. Премьер Денис Паслер рассказывает: на субботники отправляет и своих детей, дабы к труду привыкали с детства.
Председатель Законодательного Собрания Свердловской области уже составила список субботника дома: помыть окна, навести порядок в саду.
- На участке прибираюсь, цветочки сажаю, чтобы люди вокруг видели, что все чисто, - пояснила Людмила Бабушкина - председатель Законодательного Собрания Свердловской области.
Субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции в ответ на призыв Ленина улучшить работу железных дорог. В ночь на субботу 12 апреля 1919 года в депо "Москва-Сортировочная" группа рабочих из 15 человек после рабочего дня вернулась в цех ремонтировать паровозы. Спустя месяц на Московско-Казанской железной дороге состоялся первый массовый коммунистический субботник, на который вышли 205 человек.
- Конечно, должны службы специальные убирать, но жители тоже должны включаться, потому что потом сами же не захотят мусорить, - убежден Евгений Куйвашев - губернатор Свердловской области.
Сам Евгений Куйвашев ежегодно выходит на субботник. Сегодня после госпиталя ветеранов войн губернатор отправился в Малоистокский детский дом. Здесь глава региона показал воспитанникам, как делать скворечники, как их правильно крепить на дерево, и посадил молодую яблоню в саду. Агрономы пообещали: первые яблоки появятся уже в 2018 году.
На этой неделе журналистов пустили туда, куда обычно не пускают - в Институт реакторных материалов. Артем Китаев - о делении атомов урана.
Из-под восьмиметровой толщи воды пробивается голубое свечение. Это так называемый эффект Вавилова-Черенкова. Воду в исследовательском реакторе ИВВ-2М подсвечивают заряженные частицы, которые во время реакции деления атомов урана движутся со скоростью выше скорости света.
- Активная зона собой представляет опорную плиту 180 мм высотой. Она в форме утюга. В ней 186 ячеек, в которые устанавливаются элементы активной зоны. Это как тепловыделяющие сборки наши, в которых находится непосредственно топливо, бериллиевые блоки - это отражатель реактора, и наши эксперементальные облучательные устройства, - пояснил Иван Русских - главный инженер АО "ИРМ".
Заглянуть в реактор разрешают в честь 50-летия Института реакторных материалов. За полвека на этом режимном объекте журналистам проводят экскурсию лишь второй раз: институт трудится в том числе на благо Министерства обороны и Роскосмоса. Прессе рассказывают исключительно о гражданском применении - при помощи реактора изучают влияние радиации и высоких температур на различные материалы, исследуют новые виды топлива.
- Все работы и научно-исcледовательские и опытно-конструкторские, они, как правило, направлены на обеспечение безопасности наших реакторов, - прокомментировал Юрий Фомин - главный инженер радиационного материаловедения АО "ИРМ".
Материалы из активной зоны поступают в корпус горячих камер. Здесь определяют химические и физические свойства облученного металла. Например, хрупкость и устойчивость к коррозии. Проще говоря, сотрудники института устанавливают предел, до которого можно доводить детали, которые используются в промышленных ядерных реакторах.
Ещё одна важная функция реактора ИВВ-2М - создание изотопов для промышленности и ядерной медицины.
- Сейчас перед нами стоит задача выйти в новый высокотехнологичный сегмент и поставлять уже готовые изделия и препараты из тех изотопов, которые нарабатываются, - рассказал Дмитрий Марков - директор АО "ИРМ".
Институт реакторных материалов производит целую линейку незаменимых при лечении онкологических заболеваний веществ.
Один из основных продуктов ИРМ - цезий-131 - расфасовывают в обычные стеклянные пузырьки. Материал радиоактивен, поэтому перевозят его в специальных свинцовых колбах. А также упаковка на экспорт.
Цезий-131 применяют при лечении рака мозга, легких, простаты. Стоимость одной такой банки - порядка 20000 долларов. Другие изотопы, например, иридий-192 стоят в несколько раз больше. Этот элемент применяют при высокодозовой брахитерапии - это когда источник излучения вводится внутрь поражённого органа. Также в институте производят углерод-14. Рн нужен для тестирования новых лекарств, и лютеций-177 - его применяют для радиотерапии опухолей с метастазами.
- На сегодняшний день 99% нашей продукции поставляется зарубеж . Это связано с неразвитостью российского рынка и спецификой того, что мы не сразу включились в выпуск изотопной продукции, - пояснил Арсен Джанелидзе - заместитель директора отделения радиационных технологий, начальник лаборатории АО "ИРМ".
Продукция поставляется в основном в США, Евросоюз и Южную Корею - те страны, которые значительно продвинулись в развитии ядерной медицины. Мало производить изотопы - нужны, к примеру, специльные белки, которые доставят источник излучения к опухоли.
Институт реакторных материалов намерен заниматься импортозамещением. Ядерщики уже ведут переговоры с отечественными фармакологическими компаниями.