НОВОСТИ ЧЕТВЕРТОГО КАНАЛАНОВОСТИ ЧЕТВЕРТОГО КАНАЛА

УТРЕННИЙ ЭКСПРЕССУТРЕННИЙ ЭКСПРЕСС

ИТОГИ НЕДЕЛИИТОГИ НЕДЕЛИ

Молодежная стратегия развития Свердловской области

Главная / / Сюжет / Молодежная стратегия развития Свердловской области
Молодежная стратегия развития Свердловской области
30 октября 2017, 15:30

Это программа «Крупным шрифтом».  Говорить сегодня будем о молодежной стратегии развития Свердловской области.

Эксперты в студии:

Биктуганов Юрий Иванович, исполняющий обязанности министра образования Свердловской области;

Чечунова Елена Валерьевна, председатель комитета по молодежной политике, развитию физической культуры, спорта и туризма;

Кортов Сергей Всеволодович, первый проректор Уральского Федерального университета;

Кансафарова Татьяна Анасовна, вице-президент свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей.

Н.М: Добрый день. Это программа «Крупным шрифтом».  Говорить сегодня будем о молодежной стратегии развития Свердловской области. Со мной в студии: Биктуганов Юрий Иванович, исполняющий обязанности министра образования Свердловской области; Чечунова Елена Валерьевна, председатель комитета по молодежной политике, развитию физической культуры, спорта и туризма; Кортов Сергей Всеволодович, первый проректор Уральского Федерального университета и Кансафарова Татьяна Анасовна, вице-президент свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей.  Прежде чем говорить о молодёжной стратегии развития Свердловской области, предлагаю  определиться с  дефиницией.  Когда-то я считала, что годам к 28 молодость заканчивается. Сейчас, конечно, я так не считаю. Уверена, и сорокалетних людей можно называть молодыми, все зависит от состояния души. На сайте департамента молодежной политики Свердловской области есть информация, что к молодежи относятся юноши и девушки  в возрасте от 14 до 30 лет. По данным всемирной организации здравоохранения на 2015 год, молодыми считаются те, кто не достиг 45 лет. Есть еще разные классификации. Предлагаю каждому из вас порассуждать на эту тему.  Итак, какой возраст у представителей молодежи и что лично вы вкладываете в это определение.

Ю.Б: Молодой человек остается молодым, пока он себя чувствует  молодым . Поэтому нет никаких границ и создавать их не нужно.  Но если говорить о системе образования, то без рамок не обойтись. К примеру,  молодой педагог имеет право на определенные льготы только до 35 лет. И это зафиксировано. А в целом, все относительно и зависит от того, как человек себя ощущает.

Е.Ч: Не поверите, но на каждой встрече с молодыми людьми, с молодыми активистами мне задают вопрос, а почему вот так определен возраст, от 14 до 30? А давайте сделаем до 35, а давайте до 40? Такие предложения звучат постоянно и я понимаю, почему. Да потому что молодежь – это такая категория людей,  которые хотят себя реализовать, у которых грандиозные планы на жизнь и поэтому, конечно,  я в таких случаях отвечаю, что молодость - это не возраст, а состояние души, блеск глаз и активность. Конечно, есть программы,  которые рассчитаны на определенный возраст.  К примеру,  программа «Жилье для молодой семьи»,  она действительно имеет ограничения по возрасту.  Что касается некоммерческих организаций, которые мы относим к молодежным либо к таким более зрелым организациям,  в их программах тоже есть дифференциация по возрасту. Я думаю,  что в каждом конкретном случае можно по-разному это всё интерпретировать . Сейчас идет работа над Федеральным Законом о молодежной политике. После того как прошли депутатские слушания в Государственной Думе по молодежной политике пришло осознание того, что нам нужен Федеральный закон. Кстати говоря,  областной закон у нас есть и мы по нему давно работаем.  Давайте посмотрим,  что в этой части будет записано в Федеральном законе.  

Т.К: Я соглашусь с общим пониманием. Молодёжь – это действительно  те люди, которые чувствуют себя молодыми и которые готовы к свершениям. Но если мы говорим про какие-то нормативные документы, то тут Государство  не терпит таких вольностей,  конечно же здесь должны быть возрастные  критерии прописаны. У меня, кстати, возник вопрос по поводу озвученной вами информации о данных Всемирной Организации Здравоохранения, необходимо изучить международный опыт. У меня ощущение, что все зависит от продолжительности жизни. Если продолжительность жизни длительная, то и порог возрастной растет и растет. В этом направлении надо работать, продолжительность жизни увеличивать, тогда  и молодежи у нас будет больше. 

С.К: В научном понимании, я поддерживаю Татьяну Анасовну. Средняя продолжительность жизни через 15 лет в связи с развитием технологий и образа жизни  будет приближаться к 100 годам в развитых странах, поэтому, я думаю, этот рубеж будет законодательно и по ощущениям двигаться только в сторону увеличения возраста. А с точки зрения управления в системе Высшей Школы молодой преподаватель, молодой ученый - это до 35 лет. Хотя я полностью согласен с Юрием Ивановичем.  Недавно мы отметили 90-летний юбилей одного из наших ведущих профессоров Юрия Гавриловича Ярошенко и он выглядит абсолютно молодым. 

Н.М: Перейдем к Концепции  государственной молодежной политики Свердловской области на период до 2020 года. В документе представлен  анализ проблем молодёжи, на основе которых и сформулирована концепция развития. Давайте зачитаем тезисы и прокомментируем.

Ю.Б: «Молодое поколение редко интересуется историей и культурой России и Свердловской области, то есть низкий уровень  патриотических чувств». Я с этим утверждением абсолютно не согласен. Дело в том , что сегодня молодежь,  школьники,  студенты достаточно серьёзно изучают историю России и Свердловской области. Во многом этому способствуют  областные и федеральные  образовательные программы. Мы проводили исследование, что же читают дети. Выяснилось, что большинство детей серьезно интересуются историей и культурой как Свердловской области, так и России.

Е.Ч: «В Свердловской области  у молодежи среднероссийский уровень заболеваемости превышен в 2,7 раза (сердечно-сосудистые, онкология, эндокринные, ВИЧ) 3 место в УРФО по наркомании». Вполне возможно, что превышение по ряду заболеваний в нашем регионе есть. Связать это можно с разными причинами. В первую очередь, с причинами экологического плана. И с тем, что у нас огромный промышленный потенциал. Хотя я знаю и мои коллеги подтвердят, что все предприятия делают все возможное, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду, на воду, воздух и так далее. Но для этого нужно время, нужны ресурсы. От этого в определенной степени заболеваемость может зависеть. Но, как говорят доктора, в большей степени это образ жизни. Хотя у разной молодежи разный образ жизни. И когда мы приходим на «Лыжню России» или «Кросс Наций», то видим огромное количество молодых людей, которые за здоровый образ жизни и своим примером хотят показать, как это классно, здорово, модно и современно. И мы видим, что с каждым годом таких людей все больше.

Т.К: «По данным Роскомстата на 2016 год на 1000 человек трудоспособного населения приходится 709 нетрудоспособных». С Роскомстатом тяжело спорить, хотя, как говорил один известный писатель, есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика, но я склоняюсь к тому, чтобы поверить этой статистике. У нас растет категория пенсионеров и людей, которые становятся нетрудоспособными. А рождаемость у нас меньше чем смертность. И это не позволяет наращивать человеческий потенциал, который необходим для того чтобы покрыть это естественное сокращение населения. Из-за этого в последнее время и идут разговоры о пенсионной реформе, реформе социальной системы, потому что это действительность. Конечно же, это государственная политика и не зря этот тезис попал в государственную программу, потому что эту проблему нужно решать на государственном уровне.

С.К: «Доля молодых людей, активно участвующих в жизни общества, менее 7 процентов от общего числа молодежи (только 33 процента молодых россиян интересуются политикой)». Если речь идет о политике, то я готов порассуждать, 7 процентов это хорошо или плохо. Если человек занимается личностным ростом, если он хочет добиться успехов в экономической деятельности, то он активен, с моей точки зрения и необязательно он должен иметь активную политическую позицию. Своим активным существованием он помогает реализовывать действующую политику. В этом плане, из своей университетской практики я могу сказать, что у университетов помимо профессионального обучения есть задача воспитания, как неотъемлемой составляющей обучения. Так вот воспитание – это в том числе возможность для молодых людей иметь активную жизненную позицию в культуре, в спорте, в том числе в политике. Это и стройотряды, это и участие в творческих кружках, в спортивных кружках. В чем угодно. Если взять наш университет, то это точно больше 50 процентов активных молодых людей, хотя я не ручаюсь за точную цифру. Но из них политикой, собственно, наверное, занимаются не больше 10 процентов.

Н.М: Переходим к концепции молодежного развития. Обсудим основные направления.

Начну с главного, на мой взгляд. «Адекватная  потребностям экономики профессиональная ориентация, развитие моделей и форм трудоустройства молодежи, молодежного предпринимательства». Здесь в первую очередь Уральская инженерная школа, чемпионаты World Skills.  Начнем с Уральской инженерной школы.

Вопрос о необходимости возрождения уральской инженерной школы губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поднял в марте 2014 года в программной статье «Сохраним опорный край Державы». По поручению главы региона в области была разработана концепция комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа», рассчитанной на 2015-2020 гг. Она состоит из двух равноценных блоков — «образовательного» и «промышленного».

В сентябре 2014 года Евгений Куйвашев в ходе личной встречи обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой о поддержке программы возрождения «Уральской инженерной школы».

"С 2015 года в Свердловской области стартует программа, разработанная нами, одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных конструктов, Союзом промышленников и предпринимателей. Это программа «Уральская инженерная школа», — доложил губернатор президенту РФ.

По словам Евгения Куйвашева, уже сегодня предприятия Свердловской области совместно с вузовским сообществом строят ресурсные центры мирового уровня. В качестве примера он привел Технический университет УГМК, созданный «Уральской горно-металлургической компанией» и Уральским федеральным университетом при поддержке губернатора и правительства Свердловской области. Студенты образовательного учреждения получают навыки и знания, которые смогут применить на практике при устройстве на предприятие. Это дает им возможность сразу после прихода на производство реализовывать уже имеющиеся наработки и новые подходы, которые способствуют развитию промышленности.

«Вы знаете, что совсем недавно мы обсуждали проблему подготовки инженерных кадров. У нас десятилетиями не хватает на рынке труда таких людей, специалистов высокого класса, востребованных сегодня. И то, что в Свердловской области в одном из центров нашего промышленного потенциала такая работа вами проводится, это очень здорово, очень хорошо», — сказал Владимир Путин.

Губернатор Евгений Куйвашев подчеркнул, что «Уральская инженерная школа», по мнению специалистов, должна начинаться с начальных классов школы. Реализация программы предполагает создание широкой сети кружков технического творчества, судо-, авиамоделирования.

Вопрос: Чего удалось достичь за это время?

Е.Ч: Достижения сегодня, безусловно, есть. Работа Уральской инженерной школы видна сегодня. Пример Первоуральского новотрубного завода. Это пилотная площадка. То, что сегодня делается с точки зрения подготовки профессиональных кадров, ранней профориентации молодежи, каким образом осуществляется дуальное образование – яркий пример не только профориентации, но и патриотического воспитания, потому что это тоже патриотика, возможности родного края, родного предприятия, родного города. Это вопросы, которые связаны в целом с молодежной политикой, потому что система выстроена таким образом, что есть сотрудничество и со школами, чтобы выявить детей, которые способны к инженерному труду, к техническим дисциплинам, к получению технической специальности и дальнейшей реализации именно на предприятии белой металлургии, это подготовка в образовательном центре, которая дает теоретические и практические знания, дает возможность сократить тот самый срок перехода бывшего студента учебного заведения на предприятие, потому что этот переход очень болезненный и одна из основных задач Уральской инженерной школы сделать его краткосрочным и естественным. На мой взгляд, на Первоуральском новотрубном заводе это сегодня есть. Целая программа, будущее белой металлургии, где ребят патронируют, начиная со школы, дает возможность и в армии отслужить и получить высшее образование. Также есть перспективная карта, каким образом молодой человек, получив техническое образование, работая на предприятии, может достичь тех высот, которых он хотел бы достичь. Там целая программа, которая направлена на то, что за 15 лет специалист может стать начальником цеха. И поддержка молодых ребят с точки зрения дополнительной стипендии, компенсации оплаты питания и с точки зрения их воспитания и формирования нравственных устоев. Ведь очень интересно, когда руководители цехов, люди, которые давно работают на предприятии, имеют огромный опыт, являются наставниками тех ребят, которые учатся в учебном заведении. Есть еще проект «Единая промышленная карта», который способствует профориентации молодежи. Это все, в какой-то степени, опыт советского прошлого. Мы все бывали на экскурсиях на предприятиях в тех городах, где мы жили. По крайней мере, живя в школьные годы в Нижнем Тагиле, я знала, как работают предприятия, что они дают стране, что производят. Сейчас это необходимо возродить. Я знаю, что это очень хорошая тенденция.   В первый год реализации этого проекта 34 предприятия включились, в следующий год – более 60, то есть рост в 2 раза. А сейчас этот проект уже распространяется не только на наш регион, но и на 26 регионов РФ. Это очень серьезные успехи.

Ю.Б: Действительно, по поручению губернатора Свердловской области Евгения Владимировича Куйвашева, в 2015 году была разработана и утверждена программа «Уральская инженерная школа. Это своеобразный бренд Свердловской области. К нему мы относимся как к комплексу мероприятий по повышению мотивации наших школьников к изучению предметов естественно-научного направления. Дело в том, что данная программа рассчитана до 2035 года. Природные способности ребенка проявляются именно в дошкольном возрасте. И когда ребенок может реализовать себя с точки зрения технической направленности в игровой форме, то это как раз та основная база, которая позволит ребенку в будущем определиться с выбором своей профессии. Сегодня в Свердловской области уже в 33 дошкольных образовательных организациях созданы такие центры, они являются пилотными площадками для реализации проекта «Уральская инженерная школа». Для школ мы также приобретаем оборудование для изучения естественно-научных предметов, чтобы ребенок постигал их через практику, лабораторные опыты, проектную деятельность. По статистике, если 3 года назад 60 процентов наших школьников планировали поступать в 10 класс с целью поступления в высшие учебные заведения, то сегодня 60 процентов ребят после 9 класса идут в учреждения среднего профессионального образования. Конкурс в учебном заведении при Первоуральском новотрубном заводе 5 человек на место. Такие центры мы сделали при УГМК на базе техникума «Юность» и корпоративного университета УГМК, в Полевском на базе завода создали учебный центр, который обеспечивает сегодня подготовку специалистов и уровень проведения занятий в таких лабораториях и центрах, где оборудование соответствует современным требованиям, очень высок. И дальнейшее обучение в высших учебных заведениях сегодня позволяет нашим выпускникам быть конкурентоспособными и на международном уровне. Они уже сегодня востребованы на уровне промышленных предприятий. Уральская инженерная школа – это философия Свердловской области, которая обеспечивает подготовку востребованных для экономики Свердловской области кадров. Поэтому губернатор уделяет такое внимание «Уральской инженерной школе».

Н.М: Татьяна Анасовна, очень интересно ваше мнение с точки зрения подготовки специалистов под заказ промпредприятий, профрынков. Как это все устроено?

Т.К: Уральская инженерная школа – это предоставление возможностей. Государство вместе с бизнесом предоставляют детям возможность оценить себя, а способен ли я заниматься техническим творчеством. Сейчас настолько промышленное производство изменилось, что непонятно, кто этот специалист, рабочий или инженер, то есть человек находится на стыке двух видов профессиональной деятельности, он уже не простой рабочий, а высококвалифицированный специалист, и он вовсе не должен получать высшее образование, если он не хочет этого. У него есть уже азы технического мышления, которые на начальном этапе для инженера необходимы. Во всем мире не выпускают столько инженеров, сколько мы выпускали в свое время, не факт, что их столько нужно. Потому что для нового технологического уклада нужны высококвалифицированные рабочие с задатками инженерного мышления. А это творчество, это другие навыки, это другие способности, это другой уровень зарплат. Но это все, конечно, начинается с детства. Почему уральская инженерная школа, несмотря на то, что она инженерная, она идет с азов, начиная с дошкольных образовательных организаций и завершая высшими учебными заведениями. Детям предоставляется возможность ручками, головой, творчески подойти к всевозможным заданиям, попытаться что-то сделать и посмотреть, это их или не их. Дальше, конечно же, школьник понимает, это его или нет, он втягивается во все это, начинают включаться другие механизмы, когда предприятие заключает соглашения со школами, правильно, это советское прошлое, которое нельзя забывать – шефство, кураторство и включение дополнительных предметов в образовательную программу школ, недаром у нас просят увеличить количество часов физики и химии в школах вместо гуманитарных предметов. Тут же включаются механизмы, связанные с дополнительными кружками технического творчества, включаются те же самые чемпионаты , когда детишки приходят на площадки и соревнуются друг с другом по конструированию роботов или по гонке на дронах. А дальше возникает среднее профессиональное образование. Здесь уже плотное участие промышленных предприятий, потому что чем больше практических занятий будет в программе образования, тем грамотнее будет выпускник и он будет готов работать на данном конкретном предприятии. ЧТПЗ – прекрасный пример дуального образования, но такие же проекты реализуются на других предприятиях, особенно оборонно-промышленного комплекса. И Уралвагонзавод, и НТМК, и завод имени Калинина, перечислять их можно очень долго. Всю эту информацию можно найти на сайте министерства образования.

Н.М: Вопрос по поводу атласа профессий будущего, созданного специалистами Сколково. Речь о том, что в ближайшие 20 лет, часть профессий просто исчезнет .Их называют профессиями-пенсионерами. Примеры: копирайтер, оператор колл-центра, даже журналист. А часть профессий появится новых. Много профессий будет на стыке инженерии и медицины. Будут эксперты по образу будущего ребенка или специалисты по безопасности в наноиндустрии, IT-генетик. Главное, что объединяет – все эти профессии наукоемкие.

«Этот атлас – пока наш первый шаг, он не полный, и мы не планируем останавливаться на достигнутом. Мы хотим в перспективе перейти к тому, чтобы заинтересованный абитуриент или родитель мог ввести на сайте профессию или образ профессионала в будущем – и под него была выстроена целостная траектория образовательного и профессионального развития. Программа атласа будет выдавать пошаговую инструкцию – например, сначала поучиться в одном вузе, потом поехать на стажировку, затем поработать на предприятии. И тогда при соблюдении этих условий через 15 лет человек станет тем, кем он хотел стать».

Вопрос к вам, Сергей Всеволодович -  учитывает ли проект УИШ разработки Сколково и работают ли ВУЗы в направлении разработки новых специальностей, отвечающих требованиям завтрашнего дня?

С.К: Конечно. И Сколково не единственное место, где подобные списки профессий публикуются. Я немного переверну понимание того, что такое работа с детьми и техническое творчество. Мы всегда это формулировали в традиционной образовательной траектории. Сначала ребенок постигает естественно-научные дисциплины, затем у него есть практическая подготовка, после этого он переходит в систему высшего образования и на предприятия, где он загружается решением конкретной задачи. Сегодня есть несколько тенденций. Первая: исчезает граница между рабочими и инженерными профессиями. Я думаю, через 10 лет она исчезнет полностью. С точки зрения пользователя тех технических систем, которые нас окружают, как воздух современной экономике необходима новая профессия, это техническое творчество. Создание новых продуктов и технологий. И нельзя это уложить в отдельную отрасль, это все на стыках многих видов экономической деятельности. Такими детьми,  которых мы должны готовить в творческую профессию создания будущего,  надо заниматься с 12-13 лет, сразу погружая их в профессиональную среду, минуя игровую и традиционную подготовку. У них должна быть внутренняя потребность и соответствующая среда, которая помогает им развиваться именно по этой траектории. Это давнишняя технология обучения, она изобретена в России и американские университеты более  100 лет назад ее приняли на вооружение в качестве основной у себя. В частности, Гарвард. Это называется обучением на кончиках пальцев. Ребенку надо дать невыполнимую задачу, которая находится в рамках современного передового тренда технологий и когда он поймет, что он не может ее решить, он сформирует команду вокруг себя. Это формирование лидеров технического творчества, это еще более высокий уровень задач, который сегодня стоит. И мы сейчас с министерством образования  и предприятиями в течение 2016-2017 годов создали такую методологию и в настоящее время проводим уральские проектные смены для таких детей и в образовательном центре «Сириус», и в «Орленке» и на базе загородного центра «Таватуй» Свердловской области. К сожалению, мощность вовлечения около 200 детей в год, сейчас закончился первый тур отбора таких детей. За месяц было подано более 900 заявок, из которых мы вынуждены отобрать только 100. Т.е. конкурс на такие позиции огромный. Дети создают вещи, которые не может создать современный конструктор потому что они не ограничены стандартами и стандартными рамками. У них нет жизненного опыта и в современном мире это позволяет создавать совершенно фантастические вещи. Например, у меня в кабинете висит картина, которая относится к области абстрактного творчества. Но если вы наведете свой смартфон на эту картину, вы получите доступ в 3D в Третьяковскую галерею. Т.е. вы можете все картины Третьяковской галереи пройти, просмотреть их историю и я в качестве релаксации часто пользуюсь этой историей. Ребенок, приехавший в Сириус, за три дня освоил программные коды, для изучения которых студенту 3 курса нужно не меньше семестра, и создал программу дополненной реальности по географии еще за три недели. Когда вы с детей снимаете рамки и не мешаете творчески расти, ребенок становится гением. И последний пример приведу. В Сириусе ребенок создал 3D печатающую машину шоколадом и они по ночам развлекались, печатая различные придуманные фигуры из шоколада. При этом они изучили ассортимент шоколада во всех окрестных магазинах и оказалось, что настоящий шоколад печатается, а поддельный не печатается, расплывается. С Россетями мы начали вести переговоры о создании профессионального инженерингового центра для детей, под который Россети будут загружать свои профессиональные задачи. Также я могу назвать предприятие «НПО Автоматики», предприятие, которое готово в этом направлении работать, ОКБ «Новатор», «ПО «Октябрь». Поэтому нам кажется, совместно с Министерством образования и предприятиями мы можем сформировать группу технологических лидеров будущего для Свердловской области. Сделать это можно, если ребенок в 13 лет вошел в систему и под него предприятие готовит рабочее место.

Е.Ч: Сергей Всеволодович говорит о Сириусе много, а ведь у нас есть свой «Сириус» - «Золотое сечение», которое пока на старте своего развития, но вместе с тем, сотрудничая с технопарком «Университетский», учебный центр провел успешно первую смену.

С.К: Сейчас есть инициатива губернатора Свердловской области о создании первого в России специализированного центра по работе с талантливыми детьми. Пока место локализации планируется в районе Шарташа и, я думаю, если в течение двух лет такой центр появится, то мы можем нарастить увлеченность детей в эту деятельность на порядок.

Е.Ч: У нас есть интересное направление в «Золотом сечении», о котором я не могу не сказать. Кроме технически одаренной молодежи, у нас есть такое направление как народные промыслы, что очень характерно для нашего края. Я видела, с каким интересом дети этим занимаются на первой смене «Золотого сечения» и какие открытия они делают в сфере народных промыслов.

Н.М: Вордскилс. С 3 по 7 ноября 2017г. в Екатеринбурге на площадке Международного выставочного центра «Екатеринбург-Экспо» пройдет IV Национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills Hi-Tech 2017. Чемпионат в Екатеринбурге проходил уже три раза. Это 4. Его особенностью станет акцент на работе со зрителями школьниками.  Прошу проанонсировать мероприятие и рассказать, почему школьники, а также их родители должны непременно посетить Чемпионат. Что интересного они там увидят и узнают?

Ю.Б: Это уникальная возможность, уникальная площадка для того, чтобы школьники увидели, какое сегодня современное производство на наших предприятиях, что их сверстники от 18 до 28 лет, участвуя в конкурсе, могут продемонстрировать, что это не фантастика, не разговоры какие-то, а реально увидеть, как наши молодые рабочие, работающие на предприятиях Российской Федерации, Свердловской области могут изготавливать уникальные вещи. Считается, что производство - это цеха, низкоквалифицированный труд, а здесь демонстрируют технологические новинки, уникальные разработки, используются высокие технологии, как раз то, что поможет  нашему выпускнику определиться с его будущей профессией. Если сегодня заработная плата тех, кто занимается высокими технологиями на производстве, превышает 100 тысяч, то это повышает привлекательность и престиж тех профессий, которые он может освоить. Поэтому наша задача – показать новые технологии, новое производство, новые станки, оборудование, сделать все это привлекательным для тех детей, кто занимается на станциях технического творчества, которые видят, что те роботы, которых они собирают, применимы сегодня через программное обеспечение на огромных станках, которые также позволяют использовать те или иные детали, которые конкурентоспособны на международном рынке, станки в 5 проекциях, 5-координатные станки. К слову, в Свердловской области в рамках профориентационной деятельности реализуются еще такие два проекта, как промышленная карта Урала и проект «Урал для школ». А здесь демонстрируется самое высокотехнологичное производство, самое современное оборудование, которое редко встречается даже на предприятиях Российской Федерации и Свердловской области, и даже на международном уровне. Поэтому мы приглашаем и организуем экскурсии через волонтеров, через предприятия, которые сами будут рассказывать о преимуществе, о культуре, об истории и о будущем своего предприятия, которое обеспечит возможности наших выпускников школ в выборе своей будущей профессии. Мы сегодня обеспечиваем в рамках подготовки Чемпионата по методике World Skills еще и нашими экспертами, это мастера производственного обучения, которые работают в учреждениях среднего профессионального уровня. Представляете, сегодня уровень наших преподавателей позволяет быть экспертами по оценке работы уровня высокой квалификации рабочих, специалистов, профессионалов. И точно так же второе направление, которое мы будем реализовывать – это традиционно Junior Skills, это школьники, которые так же от подшевных предприятий, которые будут там участвовать, школ, где реализуется технологическое направление, будут соревноваться между собой. Будут школьники со всей Российской Федерации, в том числе, Свердловской области. Они смогут увидеть сверстников, которые уже занимаются, реализуют свои проекты. Через соревновательный уровень мы позволим нашим ребятам сказать – это не фантастика, рядом стоящий молодой рабочий, а вот ваши же сверстники сегодня точно так же участвуют в данном конкурсе и вы можете этим удивить, заявившись на следующий год на соревнования по направлению Junior Skills.

Н.М: Вопрос к Татьяне Анасовне. Расскажите, пожалуйста, об участии Союза промышленников и предпринимателей в деловой программе World Skills в этом году.

Т.К: Кстати, про Уральскую инженерную школу. В рамках деловой программы будет заседание совета при губернаторе Свердловской области по реализации Уральской инженерной школы. Как раз там и будет озвучен отчет, а что сделано и будут определены основные тренды, направления деятельности на следующий период реализации Уральской инженерной школы. Кроме того, мы ждем специалистов, экспертов федерального уровня из Национального агентства развития квалификации, которые приедут к нам для того чтобы мы обсудили тему как раз повышения квалификации педагогических работников. Все, о чем мы сейчас говорим, нереально воплотить, если у нас нет педагогов, наставников, которые могут в соответствие с новыми трендами обучать школьников и студентов. Этой теме мы посвятим одно из мероприятий. Кроме того, мы ждем директоров по персоналу с промышленных предприятий для того, чтобы поделиться опытом и обсудить тему, связанную с тем, а как кадровые службы промышленных предприятий видят себя в новой технологии,  чтобы вовлекать как можно больше высококвалифицированных кадров на промышленные предприятия, потому что эта проблема есть, нужно ее решать совместными усилиями. Будем с директорами по персоналу эту тему обсуждать и делиться опытом, у кого что получается, кто какие успехи в этом плане имеет. И достаточно много других интересных мероприятий в рамках деловой программы ожидается. К примеру, будут лекции, будут обсуждения стандартов кадрового обеспечения экономики региона с участием Агентства стратегических инициатив, что нужно еще сделать, чтобы кадры для промышленного роста были, были в нужном количестве и нужного качества, чтобы мы то, что мы для себя спрогнозируем, то, что мы себе стратегически нарисуем, это же все нужно реализовывать, реализовывать людьми, нужными кадрами нужного уровня подготовки.

Н.М: Сергей Всеволодович, УРФУ каким образом участвует в World Skills в этом году?

С.К: Я хочу сказать, что есть и инженерное направление World Skills. Мы как университет всячески у себя развиваем это направление и будем его, естественно, развивать. Это подтверждает тезис, что грань между рабочими и инженерными профессиями стирается. Если вы действительно посмотрите на современное оборудование, то вы без цифровой модели ничего не сможете на нем сделать, это во-первых, второе – вы все можете делать дистанционно, не обязательно вам стоять рядом с этим станком или неким устройством и третье – вы не можете без творческой компоненты быть эффективным работником на этом оборудовании, что еще 20-30 лет назад такой задачи не ставилось, воспитания творческого компонента в линейном работнике цеха. Поэтому мы собираемся там как раз обсудить инженерную часть этого направления. Второе:  в рамках Уральской  инженерной школы мы договорились с Министерством образования и вот активно развиваемое направление работы с талантами, методики работы с талантами, о которых я сказал, мы ведем как отдельное направление в проекте «Уральская инженерная школа». И это мы тоже хотим представить впервые в рамках мероприятия, которое будет 4 ноября. Ну и еще одна мысль про будущие профессии. Вы знаете, что в университетах сейчас очень активная дискуссия на тему того, а останутся ли университеты к 2030 году? Нам приходится очень серьезно перерабатывать саму модель университета, которой 1000 лет. Смысл следующий: формально усвоение знаний перейдет в цифровые модели, в он-лайн и человеку не надо будет ехать в университет, селиться в общежитие и грызть гранит науки пять лет для того чтобы получить знания и профессию. Основной технологический процесс университета разрушается, то есть передача знаний, он больше не нужен. В старой парадигме университет не нужен. Вопрос: какой университет нужен? Поэтому сейчас активно обсуждается модель университета 3:0, продвигается такая модель Агентством стратегических инициатив,  это модель университета национальной технологической инициативы. Смысл в том, что это университет, создающий общую творческую среду, знания вы можете получить каким угодно способом, который вам приятен и полезен, а вот войти в профессиональное сообщество и сформировать командную модель деятельности вы можете только в университете. Поэтому университет станет фактически коммуникационной площадкой, которая будет реализовывать задачу развития творческого потенциала. Я бы так сказал, причем, не важно, это дети, это взрослые или второй трудоспособный возраст.

Н.М: Вопрос Елене Валерьевне. О патриотизме мы начали говорить, о патриотическом образовании молодежи, это невероятно важная вещь. Каким образом воспитать в школьниках, в детях любовь к Родине, это же или есть или нет? Не так?

Е.Ч: Я думаю, так нельзя сказать, есть или нет. Все начинается с понимания того, что ты здесь родился, здесь живут твои родители, твои бабушки и дедушки, здесь, наконец, твои друзья. Та среда, в которой ты растешь. Это очень многогранное понятие – патриотизм, с другой стороны, мне очень нравится определение, которое дал наш президент Владимир Владимирович Путин. Он сказал, что патриотизм – это хорошо делать свое дело на своем месте. На самом деле, это характеризует очень многое. Как человек занимается тем делом, которым он сейчас занимается, будь это самообучение, работа, самореализация. Если он делает это с душой, если он вкладывает в это все свои возможности, естественно, он приносит пользу обществу, принося пользу одновременно себе. Этот уровень ответственности, уровень отношения к окружающим тебя людям, к Родине твоей очень вещи тонкие и очень многогранные, на самом деле. Конечно, когда мы говорим о патриотизме, мы всегда говорим об истории. Мы должны знать историю, мы должны извлекать из нее уроки. Славная история у нашей страны, там точно есть чем гордиться, мы это все понимаем и не случайно этому уделяется такое большое внимание. На мой взгляд, очень важны и современность и современный мир вокруг тебя. Мне кажется, интереснейший был проект, недавно прошел конкурс некоммерческих общественных организаций, которые заявляются на субсидии из бюджета для более качественной реализации тех проектов, которые они предлагают. Вы не представляете, коллеги, какое разнообразие этих проектов, они разнонаправленные в сфере молодежной политики. С одной стороны, это возможность для молодежи заняться спортом на ином уровне, это возможности сплотить семью. Ну, например, совершенно удивительный проект, на мой взгляд, представил фонд  Антона Шипулина «Добрые игры». Областной фестиваль студенческих семей, что способствует адаптации в окружающую жизнь и новым знакомствам, и более крепкой семье, и самореализации. И, на мой взгляд, очень интересный проект, который связан с тем, чтобы создать обучающие современные материалы. Проект условное название носит «Великие». На самом деле, вокруг каждого молодого человека есть великие люди, которые сегодня имеют тот уровень патриотизма, который заслуживает примера. Они вкладывают душу в то дело, которым живут, они понимают, что такая самореализация и работа на общее благо дают общее социальное благополучие и в этом смысле очень важно знать, кто рядом с тобой, кто возле тебя, с кем ты каждый день общаешься. Поэтому патриотизм – сложная штука. Буквально на днях побывала в квартальном клубе, некоторые муниципалитеты сохранили у нас дворовые квартальные клубы. Там где они есть, они необыкновенно востребованы среди молодежи. Клуб называется «Патриот». Приходят мальчишки, которые готовятся служить в армии, приобщаются к армии. Их возраст самый разный. От младших школьников до предпризывников. Мало того, что они друг друга обучают, друг друга поддерживают, организуют экспедиции по поиску останков наших солдат и приобщаются тем самым к истории, к Великой Отечественной войне, к тому, что такие подвиги, которые были совершены нашим народом, не должны остаться за гранью и за рамками нашего понимания, наших знаний. И, казалось бы, это обычный дворовый клуб. А ведь это большое дело чтобы развивать чувство патриотизма. Поэтому, это сложная и очень комплексная система, в которой ключевые звенья – семья, система образования и вся наша жизнь, которая дает возможности для каждого молодого человека.

Презентация Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech 2017.

WorldSkills Hi-Tech – самые масштабные в России соревнования профессионального мастерства среди молодых специалистов (от 18 до 28 лет) крупнейших отечественных промпредприятий, которые проходят с 2014 года в Екатеринбурге. В ежегодном финале свою компанию представляют победители корпоративных чемпионатов, которые проводятся на производственных площадках российских госкорпораций и крупных предприятий.

В 2017 году WorldSkills Hi-Tech пройдет в четвертый раз, с 3 по 7 ноября, на территории международного выставочного центра «Екатеринбург-Экспо» в столице Свердловской области.

В IV Национальном чемпионате WorldSkills Hi-Tech примут участие команды 29 ведущих российских корпораций и холдингов. Сборная каждого из них сформирована по итогам корпоративных чемпионатов 2017 года. За звание лучших будут бороться команды всех российских госкорпораций и лидеров отечественной промышленности: Росатом, Ростех, ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация), Роскосмос, Евраз, СТАН, ЧТПЗ (Челябинский трубопрокатный завод), УВЗ (Уралвагонзавод), Роснефть, Ростелеком, Россети, Сибур, РЖД и другие.

В этом году соревнования пройдут по 30 компетенциям, а оценивать работу 300 конкурсантов будут 300 опытных российских и зарубежных мастеров-экспертов. Часть компетенций сохранилась с чемпионатов предыдущих лет:  Мехатроника, Сварочные технологии, Фрезерные и токарные работы на станках с числовым программным управлением, Инженерная графика CAD, Сетевое и системное администрирование, Обслуживание авиационной техники. Впервые на чемпионате заявлены компетенции «Командная работа на производстве» и «Оператор беспилотных летательных аппаратов».

Часть компетенций представлена в качестве презентационных. Компания, в зависимости от потребности в тех или иных кадрах, выступает с инициативой утверждения в WorldSkillsRussia определенной компетенции. Ее презентуют на корпоративном чемпионате и, исходя из заинтересованности других компаний, она может быть включена в основной перечень компетенций WorldSkills Hi-Tech. В этом году госкорпорация «Росатом» представляет 3 презентационные компетенции: Неразрушающий контроль, Инженер-технолог, Инженерное проектирование. Ростелеком – инициатор компетенции «Магистральные линии связи. Строительство и эксплуатация ВОЛП». Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) развивает и представит на WorldSkillsHi-Tech компетенции «Монтаж электрооборудования летательных аппаратов» и «Производственная сборка изделий авиационной техники». Вне конкурса на чемпионате также будет представлена демонстрационная компетенция «Охрана труда».

Часть компетенций WorldSkillsHi-Techпредставляет сквозные рабочие профессии промышленности – те, которые применяются на всех видах производств: сварочные технологии, фрезерные работы на станках с ЧПУ, токарные работы на станках с ЧПУ и другие. Другие компетенции представлены блоком FutureSkills, направленным на развитие «профессий будущего» и опережающую подготовку кадров.

В 2017 году в блоке FutureSkills заявлены 9 перспективных компетенций:

    Прототипирование

    Промышленная робототехника

    Промышленный дизайн

    Технологии композитов

    Реверсивный инжиниринг

    Лазерные технологии

    Полимеханика и автоматика

    Оператор беспилотных летательных аппаратов

    Управление жизненным циклом

Представленные в данном блоке компетенции на данный момент мало распространены и не стандартизированы, но уже востребованы на рынке труда.

По традиции, вместе со взрослыми участникам на площадке WorldSkills Hi-Tech будут соревноваться школьники в возрасте от 14 до 16 лет. Всего в чемпионате примут участие 126 школьников из подшефных корпорациям учебных заведений.

Соревнования среди юниоров в этом году представлены линейкой WorldSkills Junior в девятнадцати компетенциях: «Электромонтаж», «Сетевое и системное администрирование», «Инженерная графика CAD», «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Токарные работы на станках с ЧПУ», «Мехатроника», «Мобильная робототехника», «Промышленная автоматика», «Обработка листового металла», «Полимеханика и автоматика», «Лабораторный химический анализ», «Командная работа на производстве», «Производственная сборка изделий авиационной техники» (презентационная).


array(0) { }
Просмотров: 1205
Комментариев: 0
+ 0
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Последние сюжеты
Новости
Утренний Экспресс
Стенд с Путинцевым
Здесь и Сейчас
Пятничный запев
Разговор с главным
Спецпроекты
Новости
Оказаться в тюрьме может и школьник, который напал на учителя с молотком. Против 15-летнего подростка возбудили уголовное дело, его подозревают в покушении на убийство. Напомним, накануне утром ученик 9-го класса 24-ой школы подкараулил преподавателя русского языка и литературы у её дома и нанес ей несколько ударов молотком. Женщина попала в больницу. По одной из версий, причиной нападения стал кон...
Еще сюжеты этой программы:
26 декабря 2019, 23:02
26 декабря 2019, 22:10
Новости телеканала

Трое екатеринбуржских тележурналистов прошли в финал всероссийской премии "ТЭФИ-регион" 2017. Среди них ведущая "Четвертого канала" - Анна Авдеева.

Сейчас в эфире
04.50 Рыжие 16+
Ведущая программы "Утренний Экспресс"
Ведущая "Детского времени" в "Утреннем Экспрессе"
Ведущий программы "Утренний Экспресс"
Ведущая программы "Новости Четвертого канала»