Бюджет Свердловской области на 2018 год
Первый бюджет "Пятилетки развития" был одобрен 31 октября 2017 года на заседании правительства региона, которое прошло под руководством губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. Проект главного финансового документа предполагает увеличение его инвестиционной составляющей при безусловном исполнении всех социальных обязательств, индексации зарплат бюджетников и законов социальной направленности.
Как уточнила вице-губернатор – министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко, впервые за последние несколько лет, благодаря устойчивой экономической ситуации в регионе и взвешенной бюджетной политике, в Свердловской области появилась возможность увеличения "бюджета развития" в рамках консолидированного бюджета Свердловской области.
Законопроектом предусмотрен рост налоговых доходов на 12,3 миллиарда рублей, включая практически все основные доходные источники: налог на прибыль (+6,1 млрд), НДФЛ (+4,2 млрд), налог на имущество (+3 млрд), акцизы (4,1 млрд).
Планируется, что в целом доходная часть областного бюджета составит 209,8 миллиарда рублей, расходная – 221,2 миллиарда. Дефицит сократится на 2,3 миллиарда рублей, расходы на обслуживание госдолга — на 1,3 миллиарда рублей. Общий объем безвозмездных поступлений в проекте закона на 2018 год составляет 12,2 миллиарда рублей. Прогнозируемый объем доходов (за исключением субсидий из федерального бюджета) ,учитываемых при определении бюджетных ассигнований Дорожного фонда Свердловской области, на 2018 год — 12,6 миллиарда рублей, что на 500 миллионов выше уровня предыдущего года. Как уточнила Галина Кулаченко, при формировании бюджета в рамках согласительных процедур уже традиционно учитываются предложения муниципальных образований на 2018 год. "Исходя из выбранных приоритетов, в результате совместной работы областных парламентариев, представителей региональных и муниципальных органов власти нами учтены предложения муниципалитетов более чем на 9 миллиардов рублей. Самый большой объем занимают предложения по дорожной деятельности – 2,6 миллиарда, по образованию – 2,2 миллиарда рублей, по инвестиционной деятельности – 2,1 миллиарда. Средства на обеспечение муниципальной доли софинансирования мероприятий в рамках государственных программ, в 2018 году составляют более 1,5 миллиарда рублей. Объем субсидий на выравнивание обеспеченности муниципальных образований, вырос в 1,7 раза или на 7,9 млрд. рублей. С учетом проделанной работы финансовая помощь из областного бюджета рассчитана в объеме более 24 миллиардов рублей с ростом к 2017 году в 1,4 раза", — рассказала Галина Кулаченко. В структуре финансовой поддержки муниципалитетов отражено поручение главы региона предусмотреть механизмы поощрения территорий, активно работающих по повышению инвестиционной привлекательности. Так, начиная с 2018 года, планируется предоставление иных межбюджетных трансфертов за увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов и учитывающего результаты инвестиционного рейтинга. В целом общий объем межбюджетных трансфертов на 2018 год планируется в объеме 93,5 миллиарда рублей. 67,2% в структуре расходов областного бюджета 2018 года (148,5 млрд. рублей) — это расходы на социальную сферу. Так на социальную политику расходы на 2018 год предусмотрены в объеме 68,2 миллиарда рублей; на образование — 57,3 миллиарда; на физическую культуру и спорт — 2,6 миллиарда, на культуру — 2,3 миллиарда рублей, на здравоохранение — 18,1 миллиарда, при этом в федеральный бюджет общего медицинского страхования перечисления составят 20,7 млрд. рублей. Общий объем средств, предусмотренных на здравоохранение с учетом одноканального финансирования, составит более 70,0 млрд. рублей, что выше базового объема 2017 года более чем на 7,2 млрд. рублей.
При расчете расходов областного бюджета и бюджетов муниципалитетов на 2018 год учтено: повышение оплаты труда категорий работников бюджетной сферы, перечисленных в Указах Президента Российской Федерации; индексация фонда оплаты труда прочих работников бюджетной сферы, с 1.10.2018 на прогнозируемый уровень инфляции; бюджетные ассигнования на доведение минимального размера оплаты труда с 1 января 2018 года до 9478 рублей, повышение расходов с 1 июля 2017 года на 4 % по законам социальной направленности в части предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; индексация на 4% размеров социальных выплат. Законопроект об областном бюджете на 2018 год и плановый период, одобренный на заседании кабинета министров, за подписью губернатора Евгения Куйвашева направлен в Законодательное Собрание Свердловской области.
Депутаты Законодательного собрания Свердловской области на заседании 5 декабря рассмотрели во втором и третьем чтениях и приняли закон "Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов". В главном финансовом документе региона нашли отражение важнейшие наказы и просьбы избирателей, которые Евгений Куйвашев получил во время поездок по области, и предложения уральцев, присланные в программу "Пятилетка развития". В целом с учетом поправок объем доходов областного бюджета на 2018 год составит 213,7 миллиарда рублей, объем расходов – 225,3 миллиарда рублей.
"Трехлетний период, на который верстается бюджет – 2018-2020 годы – имеет принципиально важное значение для Свердловской области. Это будет время реализации программы "Пятилетка развития", приоритетных стратегических проектов, важнейших поручений, данных Президентом России для улучшения демографической ситуации. Это будет время вхождения в "цифровую экономику", перехода на новый технологический уклад", – сказал губернатор Евгений Куйвашев, выступая на заседании Заксобрания. По его словам, по результатам чтений сегодня получен бюджет, в соответствии с которым Свердловская область будет укреплять свои позиции как территория больших возможностей, благоприятных условий для ведения бизнеса, развития реального сектора экономики, достижения высокого качества жизни людей. Губернатор напомнил, что за минувшие пять лет благодаря реализации майских указов Президента России в Свердловской области достигнуты достойные результаты в социальной сфере: решена проблема нехватки мест в детских садах, введены в эксплуатацию миллионы квадратных метров жилья для уральцев, выросла доступность высокотехнологичной медицины, выросло количество многодетных семей, сократилось социальное сиротство. Задача на предстоящий период – закрепить и усилить эти позитивные тенденции. Евгений Куйвашев также напомнил парламентариям о том, что уже будущим летом Екатеринбург примет матчи Чемпионата мира по футболу. К нашему региону также приковано огромное внимание из-за участия уральской столицы в борьбе за право проведения ЭКСПО-2025. В том случае, если российская заявка победит, в Екатеринбурге на площадке в 555 гектаров у Верх-Исетского пруда появится настоящий город будущего: суперсовременный, комфортный, удобный. Кроме того, сама заявочная кампания – это мощный механизм продвижения региона, повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области. По словам губернатора, ресурсная база для всех этих важнейших проектов верстается сегодня.
Председатель комитета Законодательного собрания по бюджету, финансам и налогам Владимир Терешков подчеркнул, что практически все депутаты и руководители органов власти Свердловской области приняли активное участие в согласительных процедурах. Евгений Куйвашев поблагодарил всех участников бюджетного процесса за конструктивную работу.
Прогнозы у главы области оптимистичные. По его словам, Свердловская область будет укреплять свои позиции "как территория больших возможностей, благоприятных условий для ведения бизнеса, развития реального сектора экономики, достижения высокого качества жизни людей".
Губернатор отметил, что за минувшие пять лет в Свердловской области удалось решить проблему нехватки мест в детских садах, ввести миллионы квадратных метров жилья для уральцев, выросла доступность высокотехнологичной медицины, выросло количество многодетных семей, сократилось социальное сиротство.
Эксперты в студии:
- Кулаченко Галина Максимовна, министр финансов Свердловской области, заместитель губернатора Свердловской области, кандидат экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации;
- Вшивцева Марина Николаевна, председатель экспертного совета Министерства экономики Свердловской области, заместитель председателя экспертного совета Министерства финансов Свердловской области, заместитель председателя СОСПП;
- Князева Елена Геннадьевна, заведующая кафедрой денежного обращения и кредита УрФУ, заместитель председателя общественного совета при Министерстве финансов Свердловской области.
Н.М: Здравствуйте. Это программа «Крупным шрифтом». Сегодня у нас, пожалуй, самая важная тема декабря. Говорить сегодня будем о бюджете Свердловской области на две тысячи восемнадцатый год. Со мной в студии эксперты:
- Кулаченко Галина Максимовна, министр финансов Свердловской области
- Вшивцева Марина Николаевна, председатель экспертного совета Министерства экономики,
- Князева Елена Геннадьевна, заместитель председателя общественного совета при Министерстве финансов Свердловской области
Итак, говорим о бюджете. Главные вопросы: сколько заработаем, как потратим. Бюджет социально ориентированный, это во-первых. Во-вторых, он вновь дефицитный, как и в две тысячи семнадцатом году. Доходы меньше расходов. Это вообще нормально?
Г.К: Давайте я начну. Во вторник мы приняли на Законодательном Собрании бюджет Свердловской области на две тысячи восемнадцатый год во втором и третьем чтениях. Он подрос по сравнению с тем бюджетом, который мы выносили на первое чтение. Это результат работы согласительных комиссий у нас в Законодательном Собрании. Это серьезный труд. До этого большая работа проводилась у нас в Министерстве финансов, за что огромное спасибо всем сотрудникам министерств и ведомств и в том числе, конечно, депутатскому корпусу, который тоже активно участвовал в данном процессе. Вносилось множество предложений, имела место быть конструктивная критика. Когда мы рассматривали бюджеты муниципальных образований, у нас дополнительная потребность, которую мы завели на первое чтение, была около девяти миллиардов рублей. Это очень большие средства, таких не было никогда ранее. Каждое из направлений сегодня рассматривается под призмой исполнения «Пятилетки развития». Это действительно первый бюджет «Пятилетки развития». Конечно же, в основу этих поправок входят поручения губернатора. В итоге бюджет, который принят во вторник, составляет по доходам двести тринадцать и семь десятых миллиардов рублей, по расходам двести двадцать пять и два миллиарда рублей и, естественно, дефицит, про который вы уже сказали, одиннадцать с половиной миллиардов. На сегодня он ниже чем тот, который утвержден на текущий год на два миллиарда рублей. Мы считаем, что это нормальное движение вперед. На следующие годы, девятнадцатый и двадцатый дефицит меньше: четыре и три и два и девять миллиардов рублей. То есть с каждым годом мы прогнозируем уменьшение дефицита. Все будет зависеть от того, каким образом будем исполнять бюджет две тысячи восемнадцатого года. Вполне возможно, будут корректировки. Закон это предусматривает.
Н.М: Тем не менее, бюджет две тысячи восемнадцатого года больше бюджета этого года на двадцать миллиардов рублей. Это позитивная тенденция, разумеется. За счет чего удалось этого добиться? И куда пойдут эти средства?
Г.К: Вы имеете ввиду доходную часть или расходную часть, чтобы было понимание? Ясно, о чем идет речь. Действительно он выше по сравнению с первоначально утвержденным. Хочу сказать, что мы сегодня принимали поправки в текущий бюджет и, в принципе, сегодня бюджет по расходам двести двадцать два миллиарда рублей, не такой большой рост по сравнению с восемнадцатым годом. По доходам это двести восемь и семь десятых миллиардов рублей. Почему? Потому что хорошо себя ведет такой доходный источник как налог на прибыль. Сегодня у нас уже перевыполнение того прогноза, который у нас был заложен, поэтому у нас появилась возможность поправить эту доходную часть на два целых восемь десятых миллиарда рублей. Это очень приятно.
Н.М: Насколько сложной была подготовка бюджета в этом году, кто принимал участие в его обсуждении?
Г.К: Принимали участие в обсуждении в том числе и предпринимательское сообщество, Марина Николаевна об этом может рассказать, у нас достаточно хороший опыт есть. Марина Николаевна, вам слово.
Н.М: Марина Николаевна, расскажите, пожалуйста.
М.В: Это действительно такая замечательная инициатива Министерства финансов, министра Галины Максимовны Кулаченко. Вам, Галина Максимовна, лично хочу сказать большое спасибо. Такая идея возникла два года назад, в этом году практика такая была уже в третий раз. Когда предпринимательское сообщество слушает доклад о бюджете наравне с депутатским корпусом и, собственно говоря, может задавать вопросы первоисточнику, то есть непосредственно руководителю Министерства финансов и предлагать свои видения бюджета. Поскольку мы обычно в сообществе с нашими основными деловыми партнерами (это общественные организации: «Деловая Россия», «Опора России», Уральская торгово-промышленная палата) и консолидирует нас агентство стратегических инициатив, приглашаем наших участников, разбиваемся на несколько круглых столов, в этом году было три круглых стола. В этом году традиционно достаточно были крупный бизнес, средний бизнес и совсем, в общем-то, малыши. И, соответственно, все эти субъекты предпринимательства могли оценить, насколько тот вариант бюджета, который предлагается, будет полезен, будет понятен, какие могли бы быть коррективы, тем более, что Министерство финансов вместе со своими партнерами предложило даже такой формат игры практической. То есть, создано программное обеспечение, где можно достаточно грубо подвигать доходные и расходные статьи. На самом деле, это достаточно интересно, потому что когда все заявляют, что да, нужно увеличить расходную часть потому что нужно инвестиционную составляющую повысить, бюджет, направленный в народное хозяйство, на экономику, но тогда встает вопрос, а за счет чего? Что мы будем уменьшать? И тогда сразу встает некая дилемма, мы уменьшаем расходы на детские сады? На поликлиники? На безопасность? И на самом деле рука ни у кого не поднимается. То есть когда смотришь со всех сторон, сразу возникает такая мощная корелляция.
Н.М: А сторонний человек может поиграть в такую игру? Пораспределять бюджет самостоятельно? Тогда, наверное, меньше будет вопросов, почему столько денег сюда, а столько сюда направляется.
М.В: Ну, проект развивается. Поэтому мы на следующий год что-то такое и придумаем, возможно.
Е.К: Разрешите к коллегам присоединиться. Опыт Свердловской области по такому общественному и профессиональному обсуждению бюджета, по-моему, очень значимый. В обсуждении принимают участие как представители экономического сообщества, так и общественность. Это и члены общественного совета Свердловской области, и эксперты, включенные в общественный совет при Министерстве финансов. Вот такая публичность бюджета способствует развитию гражданского общества, демонстрирует интерес граждан, которые проживают на территории, в показателях основного финансового документа, финансового закона, по которому мы будем жить в две тысячи восемнадцатом году и в трех последующих годах. Каждый гражданин может присоединиться к обсуждению этих проблем и высказать как рекомендации, которые идут в целом на область, так и рекомендации, которые связаны с жизнью в его муниципальном образовании. Поэтому это замечательный гражданский опыт и, я думаю, что его следует развивать.
Н.М: Галина Максимовна, этот бюджет называют «первым бюджетом «Пятилетки развития». Как это отразилось на нем? В какую сторону?
Г.К: Структуру «Пятилетки развития» вы знаете, не буду на этом останавливаться, тратить время. Поэтому по поручению губернатора Свердловской области Евгения Владимировича Куйвашева каждое из направлений наполняется определенными объектами, определенными мероприятиями, которые необходимо финансово обеспечить. Вот чем мы, собственно, и занимались, формируя бюджет на две тысячи восемнадцатый год и плановый период. Достаточно много есть направлений, которые сегодня уже отражены. Причем, если говорить о новых направлениях, которых у нас раньше не было, одно из мероприятий, которое у нас предусмотрено в «Пятилетке развития», это обеспечение жильем работников социальной сферы в малых городах и сельской местности. В прошлом году такого отдельного направления не было. Крупицы были в «Уральской деревне», в Министерстве образования, общей программы не было. По поручению губернатора первый транш, который будет у нас в две тысячи восемнадцатом году, это сто пятьдесят миллионов рублей, сумма небольшая, конечно, потому что потребность существенная, она оценивается миллиардов в пять, если прямым счетом смотреть. Но мы предусматриваем некоторые инструменты, такие как ипотечное кредитование, субсидирование процентных ставок для того чтобы охватить наибольшее количество наших работников именно на селе и в малых городах. Очень большое внимание уделяется качеству дорог. Огромное. Порядка двух миллиардов рублей, даже больше, два и восемь миллиардов рублей – это инвестиционная составляющая именно по поручениям губернатора, по просьбам наших муниципалитетов, отдельным направлением идут у нас дороги. Ну, естественно, строительство школ, более десятка школ. Детские сады продолжаем строить. Вы знаете, что сейчас есть инициатива ясельные группы открывать в детских садах, это потребует тоже дополнительных ресурсов.
Н.М: Бюджет социально-ориентированный. Семьдесят процентов бюджета будет потрачено на социальные нужды, тридцать процентов на все остальное. Такой расклад. Давайте по статьям. Образование. Президент поставил задачу строить школы, детские сады. Проводить капремонты. Это все планируется делать только в Екатеринбурге или в муниципалитетах тоже?
Г.К: Нет, конечно же охватываем абсолютно всю область. Распределение идет по всем муниципальным образованиям. Мы еще не упомянули повышение заработной платы. Согласно указам президента, до конца две тысячи восемнадцатого года будет повышена существенная часть потому что у нас средний доход от трудовой деятельности должен быть существенно повышен в восемнадцатом году.
Н.М: А можно уже назвать эти цифры?
Г.К: Я могу назвать то, что мы закладывали. Мы закладывали тридцать одну тысячу сто семьдесят один рубль. На сегодня корректируем. И уже при первой корректировке бюджета будем выходить на тридцать две тысячи сто восемьдесят три рубля. Конечно, это даст свою прибавку. Она существенная. Это только прибавка, только дельта больше трех миллиардов рублей, которые будут направлены тоже на повышение оплаты труда. Кроме того, обязательно учитываются спортивные объекты, которым губернатор большое внимание уделяет. Они у нас достаточно большой удельный вес занимают. Причем, эти спортивные объекты – это не те, которые у нас к Чемпионату мира по футболу ( это тоже у нас отдельная тема, она учитывается), но и в других муниципалитетах.
Н.М: Как повлияла на бюджет экономическая ситуация в регионе: его формировали в соответствие с каким прогнозом: благополучным или не очень?
Е.К: Тот процентный рост, который предусмотрен по национальной экономике в целом транслируется и на показатели бюджета Свердловской области две тысячи восемнадцатого года. И здесь следует еще заметить, что в бюджете Свердловской области закладывается не только текущее содержание тех объектов, которые уже предусмотрены и в социальной сфере, и в экономическом направлении, но и очень высокая доля инвестиционной составляющей. То есть речь идет не только о восстановлении экономической ситуации, речь еще идет о том, что мы задумываемся о развитии, в бюджет это заложено и различные объекты социальной сферы и культурного направления, спортивного направления и образовательного направления – это расходы на будущее, расходы в будущее нашей Свердловской области.
М.В: Я бы хотела добавить несколько важных аспектов. Мне кажется, еще одна очень важная тонкость в отношении бюджета, которая напрямую в бюджете не видна, но тем не менее мы ее понимаем, что это потенциально неполученные доходы в результате льгот, которые предоставлены Правительством Свердловской области инвестиционным проектам, реализуемым на территории Свердловской области. Я боюсь ошибиться в цифре, но там цифра около пяти миллиардов, если посчитать. Это немалые деньги, как вы понимаете.
Г.К: Если сейчас инвестиционные еще взять контракты, то получается в пределах девяти миллиардов. То есть девять миллиардов, это, по сути говоря, инвестиции бюджета Свердловской области в экономику Свердловской области. Может быть, реальных прямых субсидий не так много, они не так видны на фоне социальных расходов, но эта сумма, которая получена от применения льгот, она, естественно, дает очень сильные преимущества. Она год от года прирастает.
Н.М: Продолжаем говорить о статьях расходов. Статья – здравоохранение. Здесь речь идет о восемнадцати миллиардах рублей. На что будем тратить?
Г.К: На самом деле, если мы говорим о здравоохранении, надо говорить про общую программу территориальную. У нас сегодня на здравоохранение из всех источников, в том числе территориального фонда обязательного медицинского страхования, куда, собственно, идут платежи в федеральный фонд из нашего бюджета, заложено более двадцати миллиардов рублей. В целом, средства фонда и вот эти восемнадцать миллиардов, про которые вы говорите, в целом они составляют более семидесяти миллиардов рублей. И на сегодня отрадно заметить, что в целом бюджет учреждений здравоохранения Свердловской области увеличивается на девять миллиардов. Это очень хорошая цифра, мы очень рады, потому что учреждения здравоохранения на протяжении последних лет, к сожалению, накапливали кредиторскую задолженность, с которой, естественно, необходимо бороться. Мы этим занимаемся планово и системно. Деньги пойдут на обеспечение лечебного процесса. Это в том числе закупка оборудования, ремонты в поликлиниках и больницах, зарплата врачей и медперсонала, внутренних много расходов, по высокотехнологичной помощи достаточно хорошая прибавка у нас в этом году. Уровень медицины в Свердловской области сегодня действительно очень высок и по общероссийским меркам. Из федерального бюджета наш бюджет получил большую сумму чем все другие. Это тоже радует и о многом говорит. Это почти семьсот миллионов рублей. Это, конечно, достаточно большая сумма, которая добавляется к нашему финансированию, к этим восемнадцати миллиардам рублей, которые у нас заложены в бюджете.
Е.К: Хотелось бы еще заметить, что такое взаимодействие финансовых институтов, как Министерства финансов Свердловской области и территориального фонда обязательного медицинского страхования связано не только с совокупностью ресурсов, которые направляются на здравоохранение. И Министерство финансов, и территориальный фонд очень активно и очень профессионально работают не только с накоплением объема, но и с правильным рациональным распределением этих ресурсов внутри системы здравоохранения региона. Речь идет о том, что ведутся доработки регионального уровня и по территориальной программе гарантии бесплатной медицинской помощи, и по тарифам, и по внедрению новаций, которые связаны с оплатой медицинской помощи. Хотела бы отметить, что два наших важных финансовых института, Министерство финансов и территориальный фонд служат такими флагманами по экономическим разработкам, которые потом находят свою трансляцию на национальном уровне и применяются в других районах Российской Федерации. Поэтому если речь идет о миллионах, которые вкладываются в медицину, важным является еще и их рациональное использование. Очень положительный опыт у Свердловской области в этом отношении. Многие берут с нас пример.
Н.М: В этом году значительно увеличены средства также на объекты культуры в муниципалитетах, что не очень характерно. Что удастся сделать? Неужели можно рассчитывать на строительство каких-то объектов?
Г.К: В первую очередь, это поддержание материальной базы наших учреждений культуры. Как правильно, на культуру деньги выделяются по остаточному принципу. В этом году будет существенно. Даже если посмотреть по согласительным комиссиям, которые с депутатским корпусом проводятся, на семьдесят процентов увеличение этих дополнительных средств по сравнению с прошлым годом запланировано. Это говорит о том, что все муниципалитеты были выслушаны, максимально услышаны и те средства, которые им необходимы, пусть пока не на строительство огромных дворцов, но на поддержание клубной системы, они сегодня есть в бюджетах муниципальных образований.
Н.М: От культурных объектов переходим к спортивным. Какие спортивные объекты будут построены в две тысячи восемнадцатом году? Или деньги выделены пока только на поддержание имеющихся?
Г.К: Вы знаете, что сегодня значительные средства выделяются на подготовку к Чемпионату мира по футболу. Это, конечно, касается Екатеринбурга и площадок, которые будут задействованы в тренировочном процессе при подготовке к Чемпионату. Кроме того, здесь речь идет о наших лыжных базах. Порядка трех новых будут строиться в муниципалитетах. Естественно, достраивание того, что у нас уже есть. Пусковые объекты будут и, собственно, пришкольные стадионы. Они идут по разделу «Образование» и их также будут строить.
Е.К: Здесь хотелось бы жителей Екатеринбурга и Свердловской области призвать активно участвовать и в культурных, и в спортивных мероприятиях, потому что есть даже некоторый элемент зависти жителей других регионов, когда бюджет вкладывает деньги и реализуются эти замечательные мероприятия спортивные в культурной сфере и жители других регионов говорят: «Вот как все замечательно у вас в Екатеринбурге, в Свердловской области». Поэтому нам очень приятно и мы призываем всех участвовать.
Н.М: Марина Николаевна, давайте поговорим о бизнесе. Что хорошего для крупного, среднего и малого бизнеса предусмотрено в бюджете? Налоговые преференции, которые помогут в дальнейшем пополнить бюджет?
М.В: В бюджете малому и среднему бизнесу традиционно в рамках государственной программы предусмотрены субсидии, предусмотрены льготные кредиты. Все финансирование будет проходить, как уже и отработано, через одно окно, это фонд поддержки предпринимательства. Суммы, можно сказать, не выросли значительно, но и не сократились.
Г.К: Марина Николаевна, я добавлю. Просто это уже ко второму и третьему чтению было. Мы получили федеральную часть, порядка ста шестидесяти миллионов плюсом к тому, что у нас заложено, в пределах миллиарда рублей получилось.
М.В: То, что мы оцениваем как позитивное движение, это переход на возвратные инструменты, то есть на протяжение многих лет все-таки были субсидии невозвратные и понятно, что бизнесу очень приятно получать такие преференции и запросы на такие инструменты есть, но возвратные инструменты под очень комфортную ставку сегодня представляют достаточно широкую линейку, мне кажется, что это очень хороший вариант. И, кроме того, здесь уже не чисто бюджет, а организационные новации, которые происходят, потому что сеть предоставления помощи через агентство развития территории (а такая программа у нас стартовала в начале две тысячи семнадцатого года), в этом году получит развитие. Программа показывает, что выход такого офиса непосредственно в территории – это позитивное движение и это движение будет только масштабироваться и развиваться. Поэтому увеличение с одной стороны линейки таких продуктов, с другой стороны, институтов развития, направленных на поддержку (в этом году, я так понимаю, в рамках программы будет еще два таких центра внутри уже существующего фонда поддержки предпринимательства – это центр кластерного развития), это тоже очень интересно, это та задача, которой союз уже очень давно занимается и центр поддержки социального предпринимательства, здесь тоже такой большой опыт, который стоит поддержать, потому что в Свердловской области активное социальное предпринимательство существует и бюджету тоже надо сказать спасибо, потому что по ряду позиций уже социальные предприниматели уравниваются с государственными учреждениями в части, например, детских дошкольных учреждений. То есть уже выделяются субсидии негосударственным структурам, поэтому социальное предпринимательство – это та тема, которую мы тоже активно поддерживаем и здесь у нас тоже есть достижения. О налоговых преференциях мы говорили. С одной стороны, хороший разработанный инструмент – уже существующие приоритетные инвестиционные проекты, это специнвестконтракты, это по крупным инвестиционным проектам на сумму от трехсот миллионов и выше. Вот буквально закончилось наше обсуждение и принятие уже в третьем чтении закона о льготировании налога на движимое имущество, то есть эту тему мы постоянно в течение года на всех площадках обсуждали и я могу сказать, что тот вариант законопроекта, который мы обсуждали, можно сказать, отдали на суд нашего Законодательного Собрания, он выглядит более лояльно, чем федеральный уровень. То есть у нас уровень фильтров для получения льготы, более возможен. Федеральный уровень задает более жесткие фильтры, нежели наш региональный. Поэтому с этой точки зрения инвестиционная привлекательность в рамках, например, набора наших возможных льгот гораздо интереснее.
Е.К: И здесь те инструменты, которые использует бюджет, организационные, управленческие и прямые финансовые бюджетные вложения уже приносят свои результаты. Мы это видим по две тысячи семнадцатому году. Потому что по отчетности за девять месяцев налог на прибыль, который является одним из доминирующих источников доходов бюджета, превзошел плановые показатели. Поэтому те преференции, те льготные направления, те бюджетные инвестиции, которые вкладываются в бизнес региона, они дают свою отдачу в виде повышения платежей налога на прибыль. И поэтому пожелаем российскому региональному бизнесу таких же направлений развития, потому что от их успехов, в том числе и за счет бюджетной поддержки, зависит и формирование доходов бюджета.
Н.М: Если говорить о поддержке муниципалитетов, увеличится ли она по сравнению с предыдущими годами?
Г.К: Поддержка увеличится существенно. Причем, у нас получается, что объем поддержки больше направлен сегодня на те меры, которые не носят целевого характера. Это говорит о том, что муниципалитеты самостоятельно будут расходовать те средства, которые к ним поступают в виде межбюджетных трансфертов. Это имеет, конечно, существенное значение. Увеличение по сравнению с предыдущим годом тоже существенное, на сто двадцать восемь процентов. Ни по одной из отраслей, если говорить об областном бюджете такого увеличения мы не можем сегодня показать потому как, сами понимаете, объем ресурсов ограничен, но вот с учетом того, что поручения губернатора касались именно территорий, вот такое перераспределение получилось в пользу муниципальных образований. Надеемся на эффективное использование. Конечно же, меры контроля будут усилены.
Н.М: Вопрос следующий как раз об этом. Насколько качественно формируются и исполняются бюджеты муниципалитетов, как вы оцениваете?
Г.К: Вы знаете, конечно, проблема кадровая существует в муниципальных образованиях. Мы это не скрываем. Обучение наших сотрудников, я имею ввиду сотрудников финансовой сферы, происходит регулярно. Но, тем не менее, есть пробелы и, в частности, это касается часто меняющегося законодательства, когда сотрудники наших муниципалитетов не всегда успевают за этими изменениями. Отрадно то, что быстро реагируют на те недостатки, которые мы выявляем в ходе проверок. Мы хорошо все это освещаем на нашем сайте. Можно заходить на сайт Министерства финансов Свердловской области, там есть рубрика «Контрольные мероприятия», как недостатки, которые мы выявляет, мы их не скрываем, мы их показываем, так и те меры, которые сегодня муниципалитетами применяются. Надеемся, конечно, на то, что нарушений будет меньше. Хотя есть проблемы. Мы их знаем. Мы над ними работаем.
Н.М: О чем говорит увеличение доходов практически по всем налоговым источникам?
Г.К: Это говорит о стабилизации ситуации. Ряд моментов, который всем известен. Это разница, если говорить по тем нашим предприятиям, которые выходят на международную биржу. Это понятно. Если цена растет на медь, на какие-то другие ресурсы, понятно, что у нас появляются дополнительные источники.
М.В: Ну, и я думаю, элемент импортозамещения тоже начинает срабатывать. На самом деле, не только растет в ценовом выражении доходная составляющая, но и в физических объемах. Это говорит о том, что происходит увеличение выпуска. А увеличение выпуска – это продажи растут. А продажи растут, это не только биржа, это уже конечные продукты. С этой точки зрения надо сказать, что какие-то рыночные ниши начинают заполняться. Наверное, эти инвестиционные решения, модернизация, которая прошла с две тысячи десятого по текущее время на всех практически крупнейших предприятиях, все это дало внутренний источник дополнительной прибыли. Потому что, с одной стороны, снижаются издержки, с другой стороны, увеличиваются продажи. Мы это видим по общему уровню роста из объемов.
Е.К: И мне еще здесь хотелось бы добавить такой аспект, который связан с так называемой четвертой промышленной революцией. Если мы посмотрим на те направления, которые характеризуют именно этот уровень развития промышленности, понятно, о чем идет речь,то промышленность Свердловской области – яркий участник во всех основных направлениях, которые потом дают свои результаты в виде увеличения доходов для бизнеса, ну и, соответственно, налоговых поступлений в бюджет. Поэтому здесь мы экономический блок нашего региона видим в авангарде экономического развития и страны и тех мирохозяйственных тенденций, которые есть в мире.
М.В: Я думаю, что наша выставка и форум «Иннопром» , и наша заявка на проведения «ЭКСПО 2025» тоже дают определенный фактор развития.
Н.М: Елена Геннадьевна, в течение 2018 года могут ли быть внесены изменения в бюджет? И в каком случае это может произойти?
Е.К: Законодательством предусматриваются определенные процедуры, которые связаны с регулированием бюджета, поэтому ответить на вопрос можно положительно, да. Но, как мы все с вами понимаем, это все должно быть в рамках законодательства. Ну и, соответственно, если по факту идет превышение исполнения по доходам, то у Министерства финансов появляется инициатива и законодательно могут быть приняты увеличения по расходным направлениям, но и профессионалы Министерства финансов, и наши законодатели всегда очень рационально подходят к распределению этих ресурсов, потому что любая дополнительная копеечка, которая получена, должна быть вложена в дело развития региона.
Г.К: Конечно же, есть определенная приоритезация расходов, какие-то уже сегодня учтены в бюджете, какие-то предусматриваются на плановый период, в том числе и на корректировку бюджета. Кроме того, на корректировку бюджета могут влиять и решения федерального уровня власти, как то, межбюджетные трансферты в сторону увеличения. Конечно же, мы оперативно выходим тогда на Законодательное Собрание для того, чтобы в закон внести изменения. Поэтому это такой процесс планово идущий, примерно три-четыре корректировки в год вполне допустимы.
Н.М: Марина Николаевна, Бюджет социально-ориентированный уже не один год. Это хорошо? И на ваш взгляд так должно быть и как долго еще будет?
М.В: Сколько мы наблюдаем бюджетный процесс, он у нас достаточно стабильный. То есть определенные статьи расходов социально-защищенные и мы прекрасно понимаем, что вся эта наша замечательная социальная инфраструктура (больницы, детские сады, школы), это все, собственно говоря, обеспечивается засчет бюджета Свердловской области. Поэтому, я уже говорила, даже на наших бизнес-чтениях специалисты предприятий, руководители финансовых служб абсолютно точно понимают, что базис социальной активности и количество социальных сервисов должны быть настолько качественно представлены, иначе очень сложно становится удерживать кадры, особенно в муниципалитетах. Поэтому естественно, вопросы, связанные с социальными инвестициями бюджета всячески поддерживаются и у нас в области есть немало примеров, когда у нас существуют проекты частно-государственного партнерства в этой сфере, здесь тоже и наши законодатели идут навстречу и бюджет идет навстречу. Поэтому такие проекты показывают, что бизнес сам вкладывается в социальное предпринимательство, с одной стороны, а с другой стороны, конечно же возможность вкладывать прямыми инвестициями бюджета в коммерческие проекты или все-таки за счет бюджета содержать и развивать социальную базу даже выбора не существует, потому что второе в данном случае первичнее первого. Поэтому, я думаю, здесь у нас единодушное мнение. Мы понимаем, что это очень важно и необходимо. Еще раз говорю, это прежде всего для муниципалитетов. Екатеринбург очень развитый город, здесь существует достаточно большое количество социальных экономических сервисов, но, как правило, небольшие поселки и города, которые являются моногородами, там тесные взаимоотношения с органами власти просто необходимы.
Н.М: Ну что же, уважаемые гости, благодарю, что пришли. А это была программа «Крупным шрифтом», до свидания.
Материал по итогам заседания Законодательного Собрания Свердловской области, где был принят бюджет на 2018 год:
Экспо-парк, заранее окрещенный городом будущего, построят вне зависимости от того, выиграет или нет Екатеринбург право на проведение универсальной выставки. Об этом сегодня заявил губернатор Евгений Куйвашев на заседании Законодательного собрания Свердловской области. Сегодня там приняли проект бюджета региона на две тысячи восемнадцатый год.
Последнее заседание в этом году. На повестке - сразу сорок вопросов. Начинают с главного - со здоровья. В бюджете на две тысячи восемнадцатый год на здравоохранение заложено восемнадцать миллиардов рублей.
Видео: Владимир Терешков, председатель комитета по бюджету, финансам и налогам Законодательного Собрания Свердловской области
Комментарий: на службу скорой медицинской помощи в 18 году более 9 миллиардов рублей. Более 600 миллионов - расходы на строительство родильного дома в Верхней Пышме
А еще построят двенадцать школ, благоустроят больше шести с половиной тысяч дворов и капитально отремонтируют четыре с половиной тысячи многоквартирных домов. Бюджет на две тысячи восемнадцатый год называют социально ориентированным».
Видео: Людмила Бабушкина, председатель Законодательного собрания Свердловской области.
Комментарий: мы принимаем законы, которые поддерживают малый и средний бизнес - это как раз тот баланс, который позволяет развивать социальное направление. Без этого невозможно было бы принимать столько социальных». Доходы бюджета составят больше двухсот тринадцати миллиардов рублей, расходы – двести двадцать пять миллиардов. Ни одного голоса «против». Главный финансовый документ депутаты принимают сразу во втором и в третьем чтении.
Видео: Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области.
Комментарий: « … тот проект города будущего, который мы будем реализовывать на площадке ЭКСПО, он будет реализован в любом случае, выиграем мы экспо (я в этом не сомневаюсь) или придется и дальше бороться , это будет самый умный, самый комфортный для ведения бизнеса и воспитания, самый современный город в России, а может и не только…»
В планах - благоустройство сквера Попова, строительство трамвайных путей между Екатеринбургом и Верхней Пышмой.
Еще 30 миллионов рублей выделят на оснащение ветеринарных лабораторий. Такое решение было принято после того как в Алапаевском районе коров отправили на убой после вспышки туберкулеза.
Видео: Вячеслав Вегнер, Член комитета по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды Законодательного Собрания Свердловской области
Комментарий: «И почему это произошло, из-за того что наша ветеринария недостаточно оснащена необходимым оборудованием и квалификация кадров страдает».
Больше пятисот миллионов рублей направят на строительство газопроводов - к голубому топливу подключат сорок населенных пунктов. Депутаты рассказывают: в ходе работы согласительных комиссий старались учесть пожелания избирателей.
Видео: Михаил Зубарев, депутат Законодательного Собрания Свердловской области
Комментарий: «По моему округу учтено строительство новых путепроводов в Сухом Логу. Ремонт улицы Ленина в Асбесте. Из того, что нам не удалось достичь, за что наша фракция борется – это строительство школы в Сосьве. Это рабочий поселок на севере области. Дети ходят в школу 1907 года. Школа царя застала».
Зарабатывать бюджет будет, в том числе, на игорном бизнесе. Сегодня депутаты приняли закон, по которому налоги для букмекерских контор и тотализаторов увеличены почти вдвое, так в две тысячи восемнадцатом году году областная казна должна получить больше восемнадцати миллионов рублей.
«В целом бюджет области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов будет носить социальный характер. Все обращения граждан, связанные с повышением качества жизни: дороги, газификация и другие учтены в бюджете года. Вместе с тем, в основном финансовом документе области заложена платформа дальнейшего развития нашего региона в соответствии со стратегией «Пятилетка развития», предложенной губернатором Евгением Куйвашевым», – подчеркнула Людмила Бабушкина.