Интернет-мошенники
Двое клиентов "Сбербанка" потеряли все хранившиеся на банковских картах деньги. Обращение в службу техподдержки перехватили мошенники. Дальнейшее общение злоумышленники вели в социальных сетях.
Пятнадцатилетняя Лена раз за разом просматривает переписку с человеком, который представился сотрудником техподдержки сбербанка. Девушка рассказывает: накануне зашла в свой личный кабинет на сервисе Сбербанк-онлайн, хотела перевести 3 тысячи рублей. Но система выдала ошибку, тогда Лена там же, на сайте, написала в техподдержку. Ответ пришел меньше, чем через минуту - только уже не на сайте, а в социальной сети ВКонтакте.
- У них на сайте есть значки «Задайте вопрос в ВКонтакте, в Фейсбуке. Я подумала, что так и нужно. Меня попросили указать номер счета, сказали, что придет смс на ваш номер для подтверждения, что вы разрешаете счет просматривать, - рассказывает школьница Елена Ким.
Лена указала номер карты матери. Затем ее попросили указать пароль для входа в систему, который пришел по смс. Однако на этом, человек, представившийся сотрудником техподдержки, не остановился - попросил прислать номер карты отца Елены. На все расспросы пригрозил списать деньги с обеих карт:
- Так положено, ищите еще одну карту, после разблокируем.
- Иначе что?
- Иначе через 30 минут суммы спишутся как штраф и не вернутся, у вас 3100, у мамы 19500.
- Мы дойдем до вашего филиала.
- Списываем деньги.
Елена вместе с мамой тут же отправились в ближайший филиал Сбербанка, чтобы заблокировать карты. Но деньги со счетов уже были списаны. В Сбербанке уверяют, их сотрудники никакого отношения к этой переписке не имеют - девушка стала жертвой мошенников. В банке предположили, что школьница изначально зашла на так называемый фишинговый сайт. От настоящего его практически не отличить.
- Человек сам отдал одноразовый пароль который и является кодом к совершению операций. Обладая такой информацией, мошенники могут получить доступ к управлении счетом, - говорит глава пресс-службы уральского банка сбербанка России Максим Кассандров.
По словам специалистов, все операции должны совершаться в рамках личного кабинета. И даже сотрудник банка не имеет права запрашивать ни номер карты, ни тем более пароль для входа в систему.
- Если мы находимся в личном кабинете какого-либо банка, то банк гарантирует нам безопасность наших платежей. И если мы уходим с этого сайта на другой сайт, тот же самый ВКонтакте, и сообщаем какие-то сведения личного характера, то банк уже не несет ответственности, - говорит юрист компании "Земля, Экология и Право" Игорь Круглов.
В службе безопасности банка Наталье сообщили, что все деньги - а это 23 тысячи рублей - переведены на мобильный телефон. Женщина получила выписки со счетов, но получатель там не указан. Теперь Наталья собирается в полицию.
- Мне кажется, что это какая-то дыра в защите. Я несомненно пойду в полицию и буду судиться со Сбербанком. Это смешно, когда такой маленький клиент судится с огромным Сбербанком, но я хочу, чтобы клиенты знали, что они не защищены, - говорит Наталья Ким, мама Елены.
Это не единичный случай мошенничества с картами. На официальном сайте Сбербанка даже размещена инструкция, как уберечь свои деньги от злоумышленников. Здесь же можно найти примеры поддельных страниц сервиса Сбербанк-онлайн.